БРОНЗОВЫЙ ВЕК – период в истории развития человечества (кон. 4 – нач. 1 тыс. до н.э.), следующий за энеолитом, связанный с появлением бронзовых (из сплава меди и др. металлов: олова, мышьяка, свинца и др.) орудий труда и оружия. Б.в. подразделяют на ранний, средний и поздний периоды. Из-за неравномерности историч. развития разных географич. регионов б.в. в лесной полосе Восточ. Европы наступил позднее, чем на юге. На территории Чувашии Б.в. датируется кон. 3 – нач. 1 тыс. до н.э. Открытие бронзовой металлургии повысило производительность труда, создало условия для выделения ремесленников как особой прослойки общества, в лесной зоне получило развитие сочетание присваивающих (охота и рыболовство) и производящих (земледелие и скотоводство) форм хозяйства. Необходимость редкого олова для выплавки бронзы потребовала организации обмена и торговли, что привело к быстрому распространению идей и технологич. новшеств. Всё это способствовало увеличению численности населения и развитию социально-экономич. структуры общества.
Археологич. памятники Б.в. на территории Чувашии изучены хорошо и известны во всех районах. Исследователи, изучавшие эти памятники (В.Ф. Смолин, О.Н. Бадер, М.С. Акимова, Н.В. Трубникова, В.Ф. Каховский и др.), отмечали, что эпоха бронзы в Чувашии характеризуется появлением пришлых кочевых и полукочевых скотоводческо-земледельческих племён, к-рые принесли с собой курган. обряд захоронения, новые технологии в строительстве срубных назем. домов, в изготовлении керамики и металлообработке; зарождением патриархал. строя и выделением родовой знати; распространением культа солнца, огня, плодородия, предков.
В эпоху ранней бронзы, на рубеже 3 и 2 тыс. до н.э., на территорию Сред. Поволжья проникли первые земледельческо-скотовод. племена балановской культуры – представители «шнурового» мира, владевшие приёмами металлообработки, к-рые дожили до кон. 2 тыс. до н.э. Они производили из почти чистой меди оружие, украшения и орудия труда, используя месторождения медистых песчаников Волго-Камья. В результате взаимодействия балановцев с автохтон. энеолитич. племенами волосовской культуры охотников-рыболовов возникло смешанное население, впоследствии сформировавшее единую чирковскую культуру (стоянки Линёвое 1–5, Заячий городок).
В нач. 2 тыс. до н.э. представители абашевской культурно-исторической общности распространились на большой территории лесостеп. зоны Восточ. Европы, от левобережья Днепра до Урала. Их металлургия была основана на медистых песчаниках Приуралья, урал. и заурал. месторождениях меди. На территории Чувашии абашевцы, захватив большую часть удобных для скотоводства территорий, вступили в конфликт с существовавшими здесь поздними баланов. и чирков. племенами, всё более вытесняя их. Известны коллектив. захоронения абашев. воинов со следами смертельных ран. Одновременно с этим возникли укреплён. поселения баланов. и чирков. племён на высоких труднодоступ. мысах (поселения Шоркинское, Тохмеевское, Янгильдинское, Изванкинское, Тиханкинское 1). Археологич. материалы свидетельствуют о непродолжител. пребывании абашев. племён в Сред. Поволжье. Это подтверждается наличием крупных курган. могильников (см. Таушкасинский, Пикшикский, Абашевский курганные могильники, Тохмеевский комплекс памятников), стабильностью погребального обряда и отсутствием поселений.
Ярким проявлением Б.в. в Евразии был сейминско-турбин. феномен, ставший в сер. 2 тыс. до н.э. одним из перелом. культурно-историч. моментов. Это были племена воинов-коневодов и металлургов, имевшие восточносибир. истоки культуры, прошедшие через западносибир. лесостепи, Уральские горы и лесные равнины Восточ. Европы. Их металлич. орудия находят от Монголии до Финляндии, источником для них служили месторождения меди и олова Алтая и Урала. С этими племенами связывают инновации в металлургич. производстве: сплавы на медной основе, сложное тонкостен. литьё наконечников и кельтов. На территории Чувашии их памятники не обнаружены, но известны в бассейне и устье Камы, низовьях Оки и устье Ветлуги. По мнению исследователей, при продвижении сейминско-турбин. племён через Сред. Поволжье часть абашевцев была включена в это движение, о чём свидетельствуют находки сейминско-турбин. артефактов в абашев. памятниках (см. Абашевский курганный могильник).
Определён. влияние во 2-й пол. 2 тыс. до н.э. на этнокультур. ситуацию в регионе оказали срубные племена южных кочевников. Захоронения производили в ямах или деревян. срубах, покрытых курган. насыпью (см. Новобайбатыревские курганы, Уразмаметевский курганный могильник).
В эпоху поздней бронзы на территории Чувашии известны также племена приказанской культуры и поздняковской культуры, к-рые обитали здесь до раннежелезного века (кон. 2 – нач. 1 тыс. до. н.э.). Немногочислен. памятники приказан. культуры на территории Чувашии (Яндашевский комплекс памятников и Криушский комплекс памятников) являются запад. окраиной её распространения. Поздняков. культура, распространён. глав. обр. в бассейне Верх. и Сред. Оки, в Чувашии изучена слабо и представляет её восточ. периферию (Никитинская стоянка «Саушкино»).
Автор: Н.С. Березина.