ВЕРСИФИКАЦИЯ (от лат. versificatio – писание стихов) – способ организации стихотвор. речи, общие приёмы и правила стихосложения. В зависимости от фонетич. характеристики слогов, составляющих элементов строки, различают следующие системы стихосложения: силлабическая (равное количество слогов и слоговых групп в строках), силлабо-тоническая (равное количество слогов и ударений в строках), тоническая (равное количество ударений в строках).
Основ. черты чуваш. стихосложения обусловлены особенностями языка и культурно-идеологич. ориентации литературно-обществен. эпохи. Отсутствие в чуваш. слове силового ударения затрудняет использование в поэзии тонич. метра. Чуваш. силлабо-тонич. стих, широко применяемый в современ. поэзии, не совсем идентичен подобному стиху классич. типа, напр., русскому: в нём силовое ударение, присущее рус. слову, заменяется долготой ударяемого слога.
История чуваш. В. начинается со 2-й пол. 18 в., когда сочинялись стихи в жанре оды в традициях польско-киевской поэтич. школы. В чуваш. силлабич. поэзии 1818–80-х гг. господствовал астрофический стих, широко распространён. в фольклор. текстах. В нач. 20 в. поэты открыли для себя национал. метрич. своеобразие, что способствовало утверждению короткосложника с метрич. структурой 4 слога + 3 слога. В силлабич. стихах К.В. Иванов строго придерживался принципов образования вертикальных цезур, в переводах рус. поэзии основ. внимание обращал на вертикальные ударен. слоги и рифму. Его традиции продолжили Т.К. Кириллов, А.Э. Турхан и целая плеяда поэтов совет. времени. Переходу чуваш. стихосложения от силлабики к силлабо-тонике способствовали изменение литератур. норм акцентуации и ориентация на рус. поэзию. Реформатором чуваш. В. является М.К. Сеспель. Его метро-ритмич. поиски, начавшиеся с силлабики, привели поэта сначала к силлабо-тонике, вольному стиху и, наконец, к свободному стиху.
В современ. чуваш. поэзии используются все виды национал. стиха.
Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Ч., 1992.