Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

БОРТНИЧЕСТВО, бортевое пчеловодство, çăлă пылĕ тат­ни – сбор мёда и воска диких лесных пчёл, гнездящихся в дуплах деревьев. У чувашей Б. процветало до 2-й пол. 18 в. Б. занимались также рус., марийские, мордов. крестьяне. Примитивное собирательство сменилось начальным видом пчеловодства, когда бортники ста-ли обустраивать плотницко-столяр. инструментами дупла для занятия пчёлами, устанавливали крест-накрест стержни (знозы) для крепления сот, прикрывая створ от проникновения птиц и животных. Пчёлы сами находили борть, иногда пчеловоды запускали пойманный рой. У чувашей имелся широкий набор специал. инвентаря для Б., сходный с инвентарём соседних народов. Бортник при подъёме обтягивал ствол дерева пеньковыми верёвками, пользовался крюками, к ногам прикреплял подмётки с шипами. Для защиты надевал на голову мешковину с обручем, затянутым сеткой из конских волос или тонких узких липовых лычек. Деревян. лопаточкой выламывал половину сот и опускал в кожаный мешок, привязанный сбоку, другую половину оставлял пчелиной семье на прокорм. Добытое процеживали в подвешенном мешочке из редины, выжи­мали под гнётом. Воск растапливали в горшках в печи. На выявление новых бортей отправлялись ранней весной, находили их по характерному мусору на насте под деревьями. Эти поиски (как и охота) способствовали расширению площади хозяйственно освоен. территорий, со временем в таких лесах образовывались выселки. Ещё из Волж. Болгарии мёд и воск вывозили на Русь и в Сред. Азию.

Бортные деревья считались собственностью отдельных крестьян, в рус. архив. документах они назывались «дельными» и передавались по наследству. На стволе вырезали тамгу – знак собственности. Государство запрещало рубить их. Бортные угодья были закреплены за общинами ясачных чувашей, обложены натурал. «медвяным» оброком и денеж. пошлиной. Бортные ухожаи нек-рых общин в 16–18 вв. располагались как в ближних, так и в находившихся за сто и более вёрст безлюд. лесах Присурья, Засурья, Заволжья. Чуваши арендовывали борт. места в Нижегород. у.

Чуваши считали бортных пчёл божьими насекомыми. В мифах народа говорится, что пчёлы первоначально обитали в волосах и бороде бога Турă, по его благословению стали собирать мёд для человека; пчёлами ведают божество Хурт турри, царица пчёл Кепе амăшĕ, дух-покровитель пчеломатки Ама пÿрен, божество, дающее нектар Пыл паракан турă, а также духи, помогающие пчёлам в медосборе, роении, зимовке. Борти строго охранялись нормами обычного права; считалось, что разорителя чужих бортей ожидает жестокая божья кара.

С переходом на содержание пчёл в дуплянках Б. вытесняется пасечным пчеловодством.

Автор: В.Д. Димитриев, П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство