ПРИСТАНЬ – место на берегу реки, водоёма, причальное сооружение, небольшой порт, оборудованные для подхода и стоянки судов, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, посадки и высадки пассажиров на внутренних водных путях. Крупными П., позднее ставшими речными портами, издавна являлись Козьмодемьянск и Чебоксары. Значение последней в 19 в. упало: если в 1860-е гг. здесь ежегодно отпускалось 1700 тыс. пудов товара (преимущественно хлеб и лес), то к кон. 19 в. – ок. 1000 тыс. пудов. Напротив Чебоксар находилась лесная П. Голодяиха, на к-рой в нач. 20 в. отгружалось 400 тыс. пудов леса в год. Более 1 млн пудов товара в год отправляли с Козловской пристани (в т.ч. значительное количество яиц: в 1874 – 7 млн шт.). Крупные П. имелись в Мариинском Посаде и близ д. Курочкино (по 800 тыс. пудов в год). Менее значимые лесные П. находились в Ильинке, Сидельниково, Кушниково. Значител. П. на р. Сура в пределах Чувашии в 19 – нач. 20 вв. являлись Алатырь, Порецкое, Курмыш, Выльская пристань.
В Чуваш. АССР в 1980-е гг. к этой категории портов относились П. возле городов Мариинский Посад, Ядрин, Козловка, Шумерля, в сел. местности – Шашкарская, Выльская, Сюктерка, Порецкое, расположенные на берегах рек Волга и Сура. В грузообороте П. до 1980–90-х гг. основными были транспортировка леса (ок. 70%), строител. материалов (18%), зерна (3,6%). В 1990-е гг. нек-рые из них перестали функционировать. П. Мариинского Посада возобновила работу в 2004 (была закрыта в 1991) благодаря реализации Программы стратегии развития малых городов Поволжья. В г. Ядрин П. осуществляет в основном переправу на правый берег р. Сура. В г. Козловка П. производит погрузочно-разгрузоч. операции, посадку и высадку пассажиров. См. также Судоходство, Чебоксарский речной порт.
Автор: О.Е. Гаврилов, С.Н. Кодыбайкин.