ТЕОРИЯ БУЛГАРО-ЧУВАШСКОЙ ЭТНОЯЗЫКОВОЙ ОБЩНОСТИ впервые провозглашена В.Н. Татищевым на страницах «Истории Российской с самых древнейших времён» (рукопись подготовлена к печати в 1739; 1-е издание в 1768). Опираясь на доступные в то время (впоследствии утраченные) источники, он отметил историч. преемственность между булгарами и чувашами и указал на их этноязыковую общность; различая булгар вол(ж)ских и болгар дунайских, подчёркивал их историч. родство; волж. булгар разделял на верхних и нижних, последних отождествлял с хорезмийцами.
Последующие исследователи истории волж. булгар относились к высказываниям В.Н. Татищева скептически. В отечеств. и зарубеж. науке в 18 в. возобладала гипотеза о финно-угор. происхождении чувашей (Н.М. Карамзин, Н.Н. Фирсов, С. Туннман, И.Х. Энгель, Й. Клапорт, Х.М. Френ и др.), в 19 в. была провозглашена гипотеза о славян. происхождении булгар (Ю.И. Венелин, Д.И. Иловайский, В.М. Флоринский и др.). Высказывались также предположения о хазар. (А.А. Фукс, П. Хунфальви и др.) и буртасском (В.А. Сбоев, А.Ф. Риттих, В. Рагозин, В.Н. Майков, Б. Дорн, П.М. Мальхов и др.) происхождении чувашей. В дискуссиях о славян. теории в сер. 19 в. начала формироваться гипотеза о гунно-булгаро-чуваш. преемственности, выдвинутая П.И. Шафариком. В становлении булгар. теории происхождения чувашей важную роль сыграло изучение письмен. памятников волж. и дунайских булгар: языка булгар. эпиграфических памятников (Й. Клапорт, И.Н. Березин, Н.Ф. Катанов, Н.И. Ильминский, С.Е. Малов и др.), в особенности открытие в нём Х. Фейзхановым характерных для чуваш. языка фонетич. признаков (1863), а также введение в науч. оборот А.Н. Поповым так наз. «Именника болгарских ханов» (1866). На основе анализа известных в то время репрезентатив. материалов А.А. Куник в 1879 впервые высказал идею о генетич. родстве чувашей с так наз. белыми, или серебряными (камскими), булгарами и, далее, с «хагано-болгарами» на Дунае, «чёрными булгарами» на Кубани, хазарами и рядом др. незначител. племён.
На подлинно науч. основу Т.б.-ч.э.о. поставлена Н.И. Ашмариным в книге «Болгары и чуваши» (Казань, 1902).
Его основной вывод – «современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар». Основные идеи Н.И. Ашмарина получили подтверждение, конкретизацию и дальнейшее развитие в трудах многих отечеств. (А.Ф. Лихачёв, В.В. Радлов, И.Н. Смирнов, А.А. Шахматов, В.Г. Егоров, А.П. Смирнов, Н.А. Баскаков, Б.А. Серебренников, В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, М.Р. Федотов, П.В. Денисов, А.П. Ковалевский, И.Г. Добродомов, Л.С. Левитская, О.А. Мудрак и др.) и зарубеж. (Б. Мункачи, Ю. Вихман, М. Рясянен, З. Гомбоц, Г.Й. Рамстед, Й. Бенцинг, Н.Н. Поппе, Д. Немет, Л. Лигети, К. Менгес, М. Палло, А. Рона-Таш, О. Прицак, Т. Текин, Э. Джейлан, М. Эрдал, В. Бешевлиев и др.) исследователей.
Т.б.-ч.э.о. является признанной в мировой гуманитар. науке. Установлено, что тюрк. R-язык булгаро-чуваш. типа выделился из прототюрк. Z-языка основы задолго до рубежа н.э. (примерно в сер. 1 тыс. до н.э.) и, начиная с эпохи сюнну (азиат. хуннов) и до возвышения Первого Тюрк. каганата (6–7 вв. н.э.) в степной полосе Евразии и Хингана на В и до Дуная на З господствовали тюркоязыч. племена огуро-булгар. круга, т.е. говорившие на R-языке булгаро-чуваш. типа. Можно констатировать если и не доминирование, то хотя бы присутствие значител. массы родо-племен. объединений, говоривших на тюрк. R-языке, в составе центральноазиат. жунов, ди (7–6 вв. до н.э.), племён группы дунху (ухуани, сяньби, мужуны и др. китайских источников), среди создателей империи Сюнну (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.), династии Северная Вэй (386–535) на севере Китая (табгачи, тоба), эфемер. сяньбийской империи и государства Юэбань (2–6 вв.) в Восточ. Казахстане и Семиречье, империи европ. гуннов Аттилы, Великой Булгарии хана Кубрата, Дунайской Булгарии хана Аспаруха, Хазар. каганата и Волж. Булгарии. После событий монгол. эпохи и опустошител. погромов Тамерлана булгар. этнос окончательно сошёл с арены истории. Часть волж. булгар, переселившаяся после трагич. событий кон. 14 в. в Предкамье и Заказанье, в 15–17 вв. влилась в состав формирующегося нового казанско-татар. этноса; остатки правобереж. волж. булгар обосновались в северо-восточ. части современ. Чувашии и, ассимилировав часть абориген. горных марийцев, дали начало новому чуваш. этносу. Чуваш. народ является единствен. живым представителем тех многочислен. огуро-оногуро-булгар. племен. объединений, к-рые с 5 в. до н.э. по 10 в. н.э. господствовали в аридной полосе Евразии и оставили о себе память в виде многочислен. лексич. заимствований в исторически контактировавших языках (до 1500 слов в монгол. – на В, до 500 слов в венгер. и восточнославян. языках – на З).
Автор: Н.И. Егоров.
Лит.: Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. Казань, 1902; Бешевлиев В. Първобългарите: Бит и култура. София, 1981; Болгары и чуваши. Сб. ст. Ч., 1984; Егоров В.Г. Введение в изучение чувашского языка. М., 1930; Егоров Н. И. Булгаро-чувашский язык в евразийском геополитическом пространстве в последние два тысячелетия своей истории // Историко-этимологическое изучение чувашского и алтайских языков. Ч., 1999; Он же. Проблемы генетической и хронотопологической стратификации лексики чувашского языка и теория булгаро-чувашской этноязыковой преемственности. Алма-Ата, 1992; Татищев В. Н. История Российская. Т. I–IV. М.–Л., 1962–1964; 2-е изд. Т. I–VIII. М., 1994–1996; Федотов М. Р. Чувашский язык: Истоки. Отношение к алтайским и финно-угорским языкам. Историческая грамматика. Ч., 1996; Benzing J. Das Hunnische, Donaubolgarishe und Wolgabolgarishe // Philologiae Turcicae Fundamenta. Wiesbaden, 1959; Ceylan E. Çuvaзa зok zamanli ses bilgisi. Ankara, 1997; Clanson G. Turkish and Mongolian studies. London, 1962; Erdal M. Die Sprache der Wolgabulgarische Inschriften. Wiesbaden, 1993; Pritsak O. Die bulgarische Fьrstenliste und die Sprache der Protobulgaren. Wiesbaden, 1955; Rуna-Tas A. Hungarians and Europe in the Early Middle Ages: An Introduction to Early Hungarian History. Budapest, 1999; Tekin T. Volga Bulgar Kitabeleri ve Volga Bulgarcasi. Ankara, 1988.