КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ – объекты, возводившиеся специально для проведения общественных и семейных обрядов, молений и жертвоприношений. Устраивались во дворе и в отдалённых от селения местах (обычно на восточ. стороне), на святилищах – на открытом месте или в лесу, при озере или реке.
Жертвенным местом являлось киреметище (киремет карти), устраиваемое на возвышен. (холмистом) месте округи, в центре к-рого для моления и принятия жертвен. трапезы возводилась срубная, 6–8-гран. постройка – киремет лаççи, с конической остроконеч. крышей и дверью на восток, с длинным столбом в середине здания, проходящим через крышу. Встречались постройки и более простых конструкций. Киреметище огораживалось четырёхугол. деревян. забором в рост человека. На главных святилищах воздвигалось несколько строений (3 здания имела киреметь около д. Выла Курмыш. у.) и жертвенников – специал. мест для молений и приношения в жертву животных, столов для разделки мяса и перекладин для подвешивания котлов. В здании находились столы без скамеек, покрывавшиеся во время жертвен. трапезы скатертями, ели стоя. В киреметище, имевшем длину с З на В от 40 до 60 саженей (85–130 м) и ширину с С на Ю от 30 до 50 саженей (65–110 м), вели трое ворот: через север. ворота, обращён. к роднику или речке, носили воду; восточ. служили для ввода жертвен. животных; запад. – для входа людей. Около запад. ворот устраивался жертвенник со столом под навесом, с перекладиной для подвешивания котлов, в к-рых варилось жертвен. мясо. Раз в 10 лет по указанию содержателя киреметища мăчавăр вместо старой ограды сооружалась новая, а по необходимости возводились и новые постройки. Они были священны, неприкосновенны и не подлежали ремонту. В киреметище росло несколько деревьев (дуб, вяз), на к-рых развешивались шкуры жертвен. животных и др. дары, приносимые киремети по разным случаям. Весной священ. место тщательно убиралось хранителем мольбища киремет кĕтÿçи. Здание и др. постройки киреметища представляли собой модель мифологич. картины мироздания. Ограждённое изгородью святилище в хозяйствен. целях не использовалось. Рядом с глав. святилищем содержался пчельник, мёд и медовый напиток использовались для обществен. жертвоприношений.
К.с. имелись на кладбищах (надмогил. чартаки), на местах проведения полевых молений уйчÿк или çумăр чÿк. Мольбище (огорожен. место), ориентирован. по сторонам света, с жертвен. деревом чÿк йывăçĕ, имелось на крестьян. усадьбе.
Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Никольский Н.В. Этнографический очерк Мильковича, писателя конца XVIII века, о чувашах // Собрание сочинений. Т.1. Ч., 2004; Трофимов А. А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993.