КОЛОКОЛЬНИ храмов – башенные сооружения, предназначенные для подвешивания колоколов. Бывают двух типов: пристроенные к зданию церкви (как правило с запад. стороны, к трапезной) или отдельно стоящие. Являются одной из важнейших составных частей храма.
Здания православно-религиозного назначения в Сред. Поволжье появились со времён покорения Казани и начала христианизации местных народов. Первым храмом на территории Чувашии был деревянный Введенский собор. Сначала сооружениями для подвески колоколов являлись деревян. звонницы – конструкции из врытых в землю столбов. В 17 в. появляются К., к-рые, как и храмы, были в основном деревян. и представляли собой квадрат. или восьмигран. в плане, отдельно стоящие строения. Восьмигран. монументальная шатровая К. Собора Введения в Чебоксарах соответствует уровню развития строительства и характеру зодчества 17 в.
Значительно активизировалось строительство храмов и К. в 1-й пол. 18 в. В это время наряду с деревян. возводятся камен. сооружения в традициях барокко. Своеобразием объёмно-планировоч. решения и декора отличаются сохранившаяся отдельно стоящая трёхъярусная К. Троицкого собора (1735) в г. Цивильск (народ. название – Пугачёвская башня), шатровая К. Владимир. церкви Спасо-Преображен. жен. монастыря в Чебоксарах. В 1-й пол. 19 в. К., как и храмы, на территории Чувашии сооружались с использованием традиций классич. зодчества. Сохранилось ок. 30 подоб. строений. Наиболее яркими образцами являются ярусная К. церквей Святой Троицы (1829, г. Ядрин), Владимир. иконы Божией Матери (1830, с. Малое Чурашево Ядрин. р-на), Вознесения Господня (1813, с. Семёновское Порец. р-на), Петра и Павла (1816, с. Порецкое), Успения Пресвятой Богородицы (1821, с. Акулево Чебоксар. р-на). Здесь применены присущие классицизму ордерная декорация, арочные проёмы ярусов звона и завершение в виде шпиля или небольшой главки.
В памятниках архитектуры кон. 18 – нач. 19 вв. своеобразно соединяются архаичные традиции и элементы классицизма. К подоб. строениям относятся К. церкви Святой Троицы (1797, с. Большие Шемердяны Ядрин. р-на), Воскресения Господня [1801, с. Красные Четаи (с 1989 – Крестовоздвиженская церковь)]. Во 2-й пол. 19 в. классицизм в архитектуре постепенно вытесняется эклектикой. Первым и наиболее значител. образцом композиции, сочетающей разнород. стилевые элементы, является К. церкви Святой Троицы (1856, с. Порецкое). В традициях эклектики возведены К. церквей Богоявления (1891, с. Гарт Порец. р-на), Иоанна Богослова (1893, с. Карамышево Козлов. р-на). Для культового зодчества Чувашии нач. 20 в. характерно использование псевдорусских форм, элементов средневекового декора. Характер. образцами являются К. Казан. церкви (1915, с. Альгешево Чебоксар. р-на), Св. Гурия (1901, с. Первое Степаново Цивил. р-на), Рождества Пресвятой Богородицы (1902, с. Раскильдино Аликов. р-на).
Кроме своего непосредствен. назначения, К. использовались и для других целей. В них размещались кельи для паломников, учеб. классы и даже храмы (К. Троицкого собора в г. Цивильск, Свято-Троицкой церкви в г. Мариинский Посад).
Автор: Н.И. Муратов.