КУЛЬТЫ ОБЩИННЫЕ – почитание сверхъестественных сил, к-рым приписывается способность оказывать влияние на определённые стороны обществен. жизни, и совокупность совершаемых общиной обрядов с целью влияния на эти силы. Составные элементы К.о. – религиозно-магич. действия (по характеру они были прежде всего умилостивительными) и связан. с ними объекты (святилища и др. культовые сооружения).
Основными формами совершения К.о. были молитвы и жертвоприношения, важными признаками являлись религиоз. регламентация по календарю, сторонам света, поведение членов общины и т.д. Магич. заклинания, игрища, хороводы и др. действия, сопровождавшие обряды, должны были обеспечить успех в основных занятиях членов общины.
К.о. чувашей были связаны прежде всего с проведением сельскохозяйствен. работ, важное место отводилось культу предков. Общинно значимые ритуалы сопутствовали почти всем элементам обрядового цикла. Новогод. праздники и обряды сурхури, çĕнĕ çул, нартукан (нартăван) сопровождались сбором продуктов и совмест. трапезой, в частности, так проводился ял (халăх) сăри. В масленицу (çăварни) совершались обрядовые действия, направлен. на повышение плодородия земли, поминали предков. Один из элементов проведения весен. цикла обрядов мăнкун – очищение и окуривание садов и хмельников – означало ритуал. изгнание болезней и нечисти. С К.о. связаны также совершение обрядов в честь верхов. бога Турă и духов предков, запреты на земледел. и строител. работы, совмест. трапеза. Первый день этого цикла – в калăм кун – разжигали костры на возвышенности, устраивали моление в честь Турă. В вирĕм (сĕрен) происходили заключител. акты обрядов мăнкун: обход всех домов с песнями и музыкой, проводы духов предков на кладбище. Перед выходом на пахоту совершался общесел. обряд киремет чÿкĕ. Организацион. часть аграр. общин. культа составляет акатуй с обрядами и молениями в связи с весен. севом. Время çинçе – уяв (вăйă), связан. с запретом на выполнение земел., строител. работ, весенне-лет. молодёж. игрищами, начиналось с çимĕк – летних поминовений усопших. Çинçе продолжалось 1–2 недели, когда проводилось общесел. полевое моление учук в честь верхов. бога, оно предшествовало обряду вызывания дождя çумăр чÿкĕ. Осен. обряды благодарствен. молений за новый урожай чÿклеме и поклонения духам предков кĕрхи сăра (автан сăри) связаны взаим. и поочерёд. гостеваниями в пределах круга селения.
Русско-православ. влияние в К.о. отразилось в смещении традицион. молений и обрядов на наиболее значимые для церков. календаря дни.
Функционировали в составе К.о. такие обществен. обряды, как хĕр аки (букв. девичья пашня) – символич. опахивание деревни запряжён. в плуг девушками, добывание «нового огня», очищение им, прохождение людей и скота в земляные ворота çĕр хапхи, направлен. против массовых заболеваний. Семантика данных обрядов – очищение и обновление макроорганизма – общины. С аграр. культом был связан обряд кражи плодородия земли çĕр вăрлани. На общесел. уровне устраивался и весен. обряд выгона стада. Ряд К.о. бытовал также в рамках отдельно взятой улицы. В поддержании К.о. большую роль играли предводители обрядов мăчавăр, юмăç – знахари.
Автор: Г.Б. Матвеев.