МОНАСТЫРСКИЕ БИБЛИОТЕКИ формировались в связи с религиозно-обрядовой, миссионерско-просветительной, хозяйственно-экономической деятельностью монастырей. На территории Чувашии известны с нач. 17 в. До нач. 18 в. являлись культур. центрами, где накапливались книж. богатства и историч. документы, сочинялись проповеди, записывались внутрен. монастыр. события и др., затем их значение стало падать. В состав М.б. входили литургическая литература, книги для коллектив. обязател. чтения, келейные книги для личного чтения, среди к-рых были светские и учебные. Обычно М.б. объединялись с ризницами и архивами, редко имели отдел. помещения (книги хранились в сундуках, обитых железом, книж. шкафах с замками и др.). Неоднократно гибли и страдали от частых пожаров. В 16–17 вв. списки книг М.б. вместе с описями монастыр. имущества включались в писцовые и переписные книги, в 18 – нач. 20 вв. учитывались для контроля в составе имущества монастырей. М.б. пользовались монахи, ученики монастырских школ, миряне. Источниками комплектования М.б. были вклады лиц, поступающих в монастырь, пожертвования и вклады разных слоёв населения (духовенства, дворян, купцов, крестьян), покупка книг, книгообмен, наследование личных книг монахов и послушников. В 18 – нач. 20 вв. М.б. пополнялись за счёт покупки книг через духовные консистории и у частных лиц, ведомствен. подписки и др. Коллекцией рукопис. книг, присланных из головного Троицко-Сергиевского монастыря – крупного центра по переписыванию книг, – обладал Троицкий монастырь Алатыря. Даже в кон. 19 в. в его библиотеке хранилось более двух десятков старопечат. и рукопис. книг 17–18 вв. Киево-Николаевскому монастырю Алатыря в разное время дарили книги цари Михаил Фёдорович и Елизавета Алексеевна, Вольное экономическое общество, переводчица А.Е. Алфимова (Анатолия) и др. Богатыми книж. коллекциями располагали старые монастыри: библиотека Троицкого монастыря Чебоксар насчитывала 1660 томов (1899), в основном духовные сочинения, Троицкого монастыря Алатыря – 215 томов (1849); новые монастыри (Александринский чуваш. женский, Александро-Невский чуваш. мужской) имели библиотеки с несколькими десятками томов, большую часть к-рых составляли книги, необходимые для богослужения.
Наряду с книгами в монастырях хранились историч. документы: земел. акты, цар. указы, синодики, историч. сочинения и др. Рукописи по своей истории имели Тихвинский монастырь Цивильска, Троицкие – Алатыря и Чебоксар. Они сохранили сведения по истории края: осаде Цивильска отрядами чуваш. крестьян и казаков С. Разина, посещении Чебоксар Екатериной II и др. В кон. 17 – 19 вв. в Тихвинском монастыре Цивильска записывались чудеса, связан. с иконой Тихвинской Богоматери. Киево-Николаевский монастырь Алатыря обладал коллекцией актовых документов 17 – нач. 20 вв., самые древние из к-рых были написаны на столбцах. В науч. целях М.б. Чуваш. края изучали историки К.И. Невоструев, В.Э. Красовский и др. После закрытия в совет. время монастырей на территории Чувашии их библиотеки подверглись уничтожению и расхищению.
Автор: Ю.В. Гусаров.