АМА – в чуваш. мифологии выступает праматерью всего сущего. Культ А. аналогичен представлениям многих древних религий. Образ не вычленен в ощутимых, конкретных деталях. Место её расположения в одном варианте – огромное пространство; существовала вечно, еще до творения Мироздания. В другом она находилась на земле, рядом с ней был Аçа. А. отречена от каких-либо действий, Аçа, наоборот, в период создания мира с шумом и грохотом поднимается ввысь [синонимы: Пĕлĕт (Тÿпе) Çĕртен уйрăлать – Небо отрывается от Земли (С собой берёт всё, что имеется на земле: воду, огонь, камни и т.д.]. После отделения Аçа от А. сооружаются ось мира и столбы-подпорки.
Высказывется предположение, что от А. образовались матери всех существ, природы (Шыв амăшĕ – мать Воды, Вут амăшĕ – мать Огня, Ана амăшĕ – мать Пашни), самих верховных богов (Турă амăшĕ – мать Турă, Пÿлĕх амăшĕ – мать Пÿлĕх) и злых духов.
А. у многих народов разных частей света, несмотря на разный этимологич. строй, звучит одинаково или близко друг к другу. Запечатлена она не только в мифах, произведениях искусства, исчезнувших письменностях, забытых языках, а также в археологич. памятниках первобытнообщин. строя.
Автор: А.А. Трофимов.