ВЫШИВКА – вид декоративно-прикладного искусства. Имеет народную, самодеятельную и профессиональную формы. Народ. чуваш. В. (чăваш тĕрри) основывается на геометрич. орнаменте и имеет 34 зафиксирован. разновидностей швов. Различается по этнографич. особенностям – у чувашей низовых, средненизовых и верховых. Для низовых характерны крупные узоры. В плотной полихром. палитре общий колорит выступает в виде приглушённого красного. До сер. 19 в. основой всегда являлся белый домотканый холст катан пир (холст из 10, 11, 12 пасм; 1 пасмо = 30 пар тонких ниток в основе). С этого периода начинается процесс проникновения растительных мотивов с фабрич. изделий, а также зооморф. фигур (кони, птицы) – из рус. народ. приклад. творчества, выполняемых тамбур. швом (узоры на полотенцах, передниках и т.д.). В нач. 20 в. появляется аппликация. В. средненизовых чувашей по своей структуре и приёмам мало отличается от низовой. Однако в ней наиболее целостно сохранились древние формы узоров на жен. рубахах с усложнён. односторон. нагруд. фигурами «сунтăх», означающими «огонь» и «сооружение киремети». Женские рубахи низовых и средненизовых украшались медалеобразными кĕскĕ. Нагруд. часть иногда покрывалась и сплошной В. Распространённым мотивом В. на старинных рубахах выступает çыру тĕрри (букв. узор письма), повторяющий знаки рунич. алфавита. Важная отличител. черта В. верховых чувашей – ювелирность, узор представлен в малых размерах, основа выступает в цвете, кĕскĕ отсутствует. Филигранно вышитые хулçи (лентообраз. наплечники) съёмные. Налобные украшения масмак узкие. Изменения, происходившие в орнаментал. искусстве в нач. 20 в., у верховых чувашей менее заметны. Их В. в своей основе не отличается от узоров горных мари, а орнамент низовых и средненизовых находит параллели у луговых мари, удмуртов, мордвы, казан. татар и башкир. Близость прослеживается также в костюме народов Индии, Север. Кавказа, Балкан. Истоки орнаментации костюма восходят к древней индоиран. культуре, а корни традиции находятся в искусстве цивилизации древних земледельцев юга Сред. Азии и Север. Ирана (4–3 тыс. до н. э.).
В период упадка чуваш. В. в нач. 20 в. противовесом отрицательным явлениям выступила Симбир. чуваш. учительская школа. В ней целенаправленно, по учеб. программе обучали учениц народ. В. Произведения, создаваемые воспитанницами, носили профессионал. характер. Одними из лучших сохранившихся творений являются «Адресная папка» (1908) и «Вымпел» (1908), преподнесённые И.Я. Яковлеву в честь 40-летия школы. В 1920-х гг. профессионал. начало, опирающееся на вековые традиции, переносится на произведения орнаментал. искусства вышивальных (строчевышивальных) артелей (Абашевская, Абызовская, Большеянгильдинская, Новобайдеряковская, Синьяльская, Синьялчебаевская, Сюмерткасинская, Тебикасинская, Тенеккасинская, Тоскинеевская, Чебоксарская, Яманчуринская артели и др.). Всемир. славу завоевало предприятие Альгешевская фабрика художественной вышивки «Паха тĕрĕ» (художники-мастера Е.И. Ефремова, Т.И. Петрова, К.А. Матвеева). В развитии чуваш. В. возникли разные формы (массовая, индивидуал., искусство одиноч. мастеров, творчество, не вычленен. из среды этнографич. групп и др.). Самобытность, чистота традиций, высокообразность лучше всего сохраняется в индивидуал. форме. Известны мастерицы народной В. В.А. Прохорова, В.А. Минеева, М.В. Симакова, А.В. Андреева, Т.В. Шаркова, С.А. Савельева, Е.Д. Николаева, А.И. Михайлова, Е.Н. Жачева, А.А. Анцыгина и др. Наиболее широко распространённая форма занятий В. – самодеятел., находящая место в дет. садах, школах, кружках и в творчестве рукодельниц.
Автор: А.А. Трофимов.