Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ГУМНО, анкарти – площадка для молотьбы и хранения снопов; имелось в каждом чуваш. крестьян. хозяйстве. Г. устраивали на окраине деревни, в маленьких селениях в одном месте, в крупных – гнёздами в нескольких местах. После перепланировки деревень (сер. 19 в.) располагали по преимуществу на усадеб. участке за огородом, отводя ок. 360 кв. саженей. С коллективизацией индивидуал. Г. исчезли.

Г. включало ток йĕтем, овин авăн, столб для шишкования яровых авăн юпи, мякинницу арпа лаççи (нек-рые ограничивались навесом лупас), где хранили мякину, сани, соху, молотильный инвентарь. Отдельные хозяева на Г. имели клети. Единич. были крытые токи, где под одной крышей находились ток и овин. Г. зачастую огораживали пряслом. Перед жатвой ток и круг около столба расчищали, срезая верхний слой земли, уплотняли, поливая водой и прикатывая катком, из толстых жердей, уложенных на чурбаны высотой 30–40 см, устраивали помосты под клади. Ржаные снопы скирдовали в клади – капан высотой до 5 м, круглой формы, бока к середине высоты делали выпуклыми, вершину конусообразной; складывали ок. 2–3 тыс. снопов. В зависимости от урожая и цены на хлеб иногда у отдельных хозяев клади стояли не­обмолоченными несколько лет. Яровые складывали в продолговатые скирды ĕскĕрт разного объёма.

Считалось, что Г. находится под покровительством гуменной группы земледелия божеств и духов (хранителя Г., смотрителя овина, духов бережливости и изобилия).

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство