ГОМОФОНИЯ (от греч. homos – равный, одинаковый, phn – голос) – род многоголосия, в к-ром голоса разделяются на главный и сопровождающие. Принцип функционал. разделения партий известен в фольклоре с давних времён (сочетание пения и инструментал. сопровождения, напр., волынки или скрипки). Кроме широкого понятия Г. существует более узкое – гомофонно-гармонич. склад. Он соответствует типич. виду Г., тесно связанному с мажоро-минор. ладофункционал. гармонией. Его отличает нормативная трёхслойность (мелодия + бас + аккорд). Сложились следующие основные типы гомофон. фактуры: а) аккордовый, б) тип развитой мелодии с аккордовым или фигурацион. сопровождением, в) полифонизирован. Г. Гомофонно-гармонич. склад прочно утвердился в европейской профессионал. музыке 17–19 вв. в опере, сольной песне с сопровождением, инструментал. музыке. Он сохранил свои позиции и в творчестве композиторов 20 в. В музыкал. искусстве молодых национал. композитор. школ России (в т. ч. и чуваш.) в связи с развитием назван. жанров гомофон. фактура получила преобладающее распространение. Связанная изначально с пением и инструментал. сопровождением, Г. проникает и в хоровую фактуру. Напр., в хоровой песне Ф.П. Павлова «Тÿттĕл» (Тютель) выделяется ведущий голос и сопровождающие, своего рода аккомпанемент, исполняемый хором.
Автор: С.И. Фёдорова.