ГРАФИКА ( от греч. graphik – пишу, черчу, рисую) – один из основных видов изобразител. искусства и самых древних видов художествен. творчества. Включает в себя рисунок и печат. художествен. произведения (гравюры, литографию). Характер. признаком графич. изображения является построение его при помощи линии, штриха и пятна. Особенностью Г. является удобство тиражирования, поэтому она широко используется в обл. массовой агитации и пропаганды: в плакате, листовке, в иллюстрировании и оформлении книг, газет и журналов, в карикатуре и шарже и т.д. Г. также служит средством воспроизведения живопис. и скульптур. произведений. В её основе лежит рисунок. Наиболее распространён. основой для графич. работ является белая бумага (реже цветная). Иногда в Г. используется цвет. В создании художествен. образа в Г. актив. роль играют фактура материалов, специфика графич. техник и приёмов.
Намного позже рисунка появилась печат. гравюра. С 6 в. она известна в Китае, с 14 в. – в Европе, с сер. 16 в. – в России, в Чувашии – с 20 в. Гравюра обладает богатейшим диапазоном функций, видов, жанров, художествен. средств, к-рые в своей совокупности создают бесконеч. возможности для изображения и образного отражения мира, выражения чувств и мыслей автора.
По назначению Г. бывает станковой, книжной, газетно-журнал., приклад. Станковая Г. зародилась в эпоху Возрождения. В ней создаются произведения (иногда серии), относящиеся к традицион. жанрам изобразител. искусства: тематич. композиции, портреты, пейзажи, натюрморты. Одной из основных обл. применения Г. является книга. Книжная Г. включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, конструирование и оформление книги. Более молодой обл. Г. является плакат – в идеологич. борьбе средство политич. агитации и пропаганды (первоначально сложился в 19 в. как вид торговой и театрал. рекламы). Приклад. Г. вносит эстетич. начало в оформление наградных документов (дипломов, грамот, благодарствен. писем и т.д.), приглашений, программ, афиш к общественнозначимым мероприятиям, юбилеям, торжествам и т.п. Особым видом в современ. условиях стала промышлен. Г. – оформление предметов утилитар. характера, изделий индустриал. и пищевой промышленности (товарные знаки, упаковки, этикетки и др.). В этом виде творчества неисчерпаемые возможности таит с себе компьютер. Г.
В чуваш. изобразител. искусстве в 20 в. получили развитие все виды и жанры Г. У истоков станковой и книжной Г. стоит К.В. Иванов, освоивший азы изобразител. искусства в Симбир. чуваш. школе. В его творческом наследии сохранились графич. портреты родителей и современников. Первым чуваш. изданием, сопровождён. иллюстрациями – рисунками К.В. Иванова, был «Новый букварь для чуваш» (1912). После установления Совет. власти наиболее активно развиваются в Чувашии карикатура и плакат. Ведущим мастером карикатуры в 1920-е гг. был В.Ф. Филиппов. Плакат. листы на острые темы современности – борьбы с голодом и разрухой, неграмотностью и трахомой и т.д. – разрабатывали М.С. Спиридонов, А.М. Сорокин и др. С 1924 начинают издаваться журналы «Сунтал», с 1925 – «Капкăн», с 1928 – «Ĕç хĕрарăмĕ». В них сотрудничали художники А.М. Сорокин, М.С. Спиридонов, В.Ф. Филиппов, Г.Я. Поляков и др. Первые профессионал. шаги чуваш. книжной Г. совет. периода связаны с именем М.С. Спиридонова. В 1930 он выполнил иллюстрации к «Букварю для чувашских школ» (чёрная акварель). Начало развития чуваш. станковой Г. нового времени также связано с его именем, о чём свидетельствует лист «Шахтёры-чуваши на фосфоритной шахте в Вурнарах» (1929). Важное значение для развития всех видов и жанров чуваш. Г. сыграло Алатыр. художественно-гравёр. училище (1934–40), организатором и руководителем к-рого был Ф.С. Быков, обладавший высокой художествен. культурой и незауряд. дарованием. В годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 в Чебоксарах организован выпуск «Агит-окон». Бригаду московских и чуваш. художников, куда входили Л.А. Жолткевич, С. Эйгес, Л. Дойбан, Э.Я. Адамсон, М.С. Спиридонов и др., возглавлял известный совет. график Г.А. Ечеистов. Послевоен. годы характерны дальнейшим активным развитием Г. Возрождению станковой Г. в значител. степени содействовало творчество Ф.П. Осипова, И.Т. Григорьева, П.В. Сизова (линогравюра), С.Ф. Скрябина и В.А. Баталова (акварель), П.Г. Григорьева-Савушкина (уголь, карандаш). В искусстве плаката активно выступил О.И. Филиппов. Профессионально сильный коллектив художников книги сложился в Чуваш. государствен. издательстве (М.М. Михаэлис, П.В. Сизов, Ю.П. Смирнов, Ф.П. Осипов, А.В. Мочалов, М.А. Ильин, Л.И. Осинский и др.).
Новый этап в развитии чуваш. Г. связан с открытием художественно-графич. факультета в Чуваш. государствен. педагогич. институте (1960). Преподаватели факультета: А.И. Миттов, В.П. Авраменко, Р.Ф. Фёдоров, А.А. Ефейкина, М.А. Зобнина, С.С. Головатый, Л.Е. Бураков и др., приехавшие в Чебоксары после окончания ведущих художествен. учеб. заведений страны, активно включились в творческую жизнь и начали представлять чуваш. искусство на зональных, всеросс. и всесоюз. выставках. Они работали как в станковой, так и в книжной Г. На рубеже 1960–70-х гг. ряды чуваш. графиков пополнились зрелыми мастерами искусства – А.В. Акцыновым, Л.М. Акцыновой и Н.Н. Лукиным, приехавшими в Чувашию из Кемеров. обл. Талантливыми работами в Г. заявили о себе выпускники Чебоксар. художествен. училища В.И. Агеев, В.Е. Емельянов, А.К. Капранов и др. В 1964 в Чуваш. книж. издательстве начал работать выпускник Тбилис. государствен. академии художеств Э.М. Юрьев, вскоре ярко проявивший себя во всех видах и жанрах Г., ставший основоположником чуваш. промышлен. Г., автором многих оригинал. шрифтов, первопроходцем в геральдике, медальерном и других видах искусства.
В изобразител. искусстве Чувашии известны факты, когда графики выступали зачинателями новых тенденций в живописи. Графики по образованию А.И. Миттов, Р.Ф. Фёдоров, а также В.И. Агеев, тяготевшие в начале творческого пути к графич. искусству, впоследствии начали создавать живопис. полотна, отмеченные нетрадицион. подходом к решению историко-тематич. композиций, смелым оперированием живописно-пластич. средствами при организации плоскости холста и создании художествен. образа.
В 1970-е гг. и последующие десятилетия 20 в. ряды графиков пополнялись выпускниками ведущих художествен. вузов Москвы, Ленинграда, Харькова, художествен. графич. факультета Чуваш. педагогич. института и Чебоксар. художествен. училища, проявившими себя в станковой Г. (В.Я. Арапов, И.И. Григорьев, В.Ф. Гришаев, Т.Л. Зверева, Ф.И. Мадуров, Г.П. Маринин, В.В. Назаров, В.Я. Медведев, Н.И. Панасюк, В.В. Пономарёв, Н.И. Садюков, А.П. Титов, Н.А. Уськина, Г.Г. Фомиряков), книжной Г. (В.Г. Бритвин, С.А. Владимиров, В.Н. Гончаров, А.И. Иванов, А.А. Макаров, Т.И. Немцева, Г.М. Онуфриева, П.В. Сизов, В.А. Смирнов (Ростоцкий), В.М. Ширшов, З.И. Чернова и др.), плакате (В.Е. Емельянов, Ю.Н. Николаев, В.Е. Игнатьев и др.). В журнале «Капкăн» рядом с художниками старшего поколения В.И. Агеевым, А.А. Быковым, Ю.П. Смирновым, Г.Я. Яковлевым, Н.Л. Яковлевым сотрудничали представители нового поколения сатириков: В.М. Ширшов, А.С. Сафин, В.Е. Игнатьев, В.Н. Яковлев и др. Был налажен выпуск «Библиотеки «Капкана», в к-рой, наряду со сборниками произведений писателей-сатириков, выходили сборники сатирич. рисунков ведущих художников журнала.
Много новых имён в чуваш. Г. появилось в кон. 20 – нач. 21 вв. Профессионально зрелыми и уникальными работами заявили о себе М.М. Гаврилов, А.Л. Мухин, А.С. Насекин, Н.В. Фёдоров, И.А. Улангин и др. в станковой Г.; Д.Ш. Гайнутдинов, М.Д. Давлятшин, Г.В. Ростоцкий и др. – в промышлен. Г.; М.Ю. Николаев, И.Е. Калентьева, Н.И. Орлова, С.В. Самсонов и др. – в книжной Г.
Автор: Ю.В. Викторов.