Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СĚРЕН [сьрен’] – обряд изгнания злых духов и болезней; у верховых и части средненизовых чувашей назывался вирĕм. С принятием чувашами православия претерпел существенные изменения, вследствие чего информация об этом обряде в источниках противоречива. Указываются разные сроки проведения – в последний день калăм, в четверг или субботу недели мăнкун, в первый или второй день Пасхи. Изна­чально участниками обрядовых действий выступали пожилые мужчины, для к-рых подростки заготавливали в ближней роще охапки рябиновых прутьев, приносили сухие ветки для обрядового костра. Под вечер мужчины собирались на восточ. окраине села, нек-рые с трещотками, сделанными из вяза; среди них был музыкант с шăпăр. Выбирали главу обряда (С. пуçĕ), старосту, десят­ского, казначеев и др. «должностных» лиц. После молитвы направлялись к крайнему дому с обрядовой песней под наигрыш пузыриста. У казначеев были сумы (такмак) для складывания угощений, нек-рые несли перевязанные пучки прутьев. Десятский палкой стучал в ворота, хозяин к их приходу во дворе ставил стол с угощением (пиво, выпечка, сырки, яйца и др.). Пришедшие входили в жилище, совершали ритуальное хлестание прутьями членов семьи, углов и стен избы, затем во дворе – стен строений, при этом произносили заклинания, изгоняя таким образом злых духов и вызываемые ими болезни людей и домашней живности. В нек-рых местностях полагали, что при этом покидают двор и души умерших, явившихся на мµнкун. Сломанные прутья (их подбирал один из участников) заменяли новыми. Затем хозяева угощали пришедших. Обойдя деревню, участники обряда возвращались на окраину селения, разводили костёр и варили кашу, угощались. Прутья, трещотки бросали в огонь.

После христианизации постепенно обряд С. упростился, всё более принимая форму игры, к кон. 19 в. основными участниками стали подростки. Они из своей среды выбирали ведущих, обходили дворы. Завершив обход, бегом возвращались на околицу (это называлось С. чупни, букв. бег наперегонки в С.), разводили огонь, кое-где варили кашу из собранной крупы, угощались, под конец прыгали через костёр. В нач. 20 в. обряд перестал исполняться.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство