РОМАНС (испан. romance, от позднелат. romanice, букв. по-романски, т.е. по-испански) – камерное музыкальное произведение вокально-инструментального жанра, исполняющееся преимущественно на поэтические тексты лирического характера; инструментальная пьеса певучего, напевного характера; также лирическое стихотворение, не имеющее музыкального сопровождения. Термин возник в средневековой Испании, обозначал светскую песню на «романском» (испанском) языке. Мелодия Р. связана с отдельными поэтич. образами или речевыми интонациями текста (в отличие от песни, где она обобщает образное содержание текста в целом). Большое значение имеет инструментал. сопровождение, зачастую равноправное с вокал. партией. Жанровыми разновидностями Р. являются элегия, баллада, баркарола, романс в танцевал. ритмах и др.
Развитие синтетич. музыкально-поэтического жанра Р. началось в европейских странах и России в сер. 18 в.
Во 2-й пол. 1930-х гг. Р. появился в творчестве чуваш. композиторов, к-рые обращались к стихам А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и чуваш. авторов. Поэзия А.С. Пушкина получила выражение в творчестве Г.В. Воробьёва: Р. «Кĕрхи чечексем» (Цветы последние милей...) и «Кам тытса чарчĕ хумсене» (Кто, волны, вас остановил...) (перевод И. Ивника) присуща особен. кантиленность, вокальность, закруглённость мелодических линий. Р. «Кĕрхи чечексем» отразил лиризм, философ. глубину и многогранность художествен. образа пушкин. стихотворения. Р.-раздумья представлены в творчестве Ф.М. Лукина, А.М. Токарева, А.Г. Васильева, Ю.П. Григорьева. Линия любов. элегической лирики весьма характерная для чуваш. музыки, получила продолжение в Р. Ф.М. Лукина, Г.Я. Хирбю, А.Г. Орлова-Шузьма, Г.А. Анчикова, В.А. Ходяшева, Г.С. Лебедева, А.В. Асламаса, Ф.С. Васильева, А.А. Петрова. Линию граждан. лирики активно подхватили многие чуваш. композиторы, однако мятежно-протестующие настроения в жанре Р. появились только в послед. десятилетия 20 в. (А.В. Асламас, Ю.П. Григорьев, В.Г. Салихова).
Самое ценное в музыке чуваш. Р. – богатая и выразител. мелодия с её широкой распевностью, гибкостью и пластичностью, унаследованными от чуваш. народ. песни. Средствами жанра композиторы раскрывают широкую гамму человеческих чувств: от поэтических мечтаний, нежных признаний до упоительного восторга и страсти, от ощущения счастья до тоски расставаний и безысходности горя. Они рассказывают о родных местах, воспевают красоту родного края, Волги, Чебоксар.
В кон. 20 в. чуваш. Р. претерпел существен. изменения: усложнились средства выражения, музыкально-поэтическая связь, возросло значение музыкал. сопровождения. Р. вышел за рамки камер. жанра, приближаясь к вокально-симфонич. произведению [«Юрату тĕнчи» (Страна любви) Л.Л. Быренковой на стихи Р.В. Сарби для сопрано и камер. оркестра, 1995]. Постепенно Р. становится интеллектуал., элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие (Ю.П. Григорьев, В.Г. Салихова, Т.А. Гордеева). На протяжении 2-й пол. 20 в. композиторы обращаются к романсным традициям и интонациям в музыке для театра, в лирической эстрадной и автор. песне. Черты Р. можно встретить и в рок-музыке (сольные эпизоды в рок-опере Н.Н. Казакова «Нарспи», 2008).
Инструментал. Р. для скрипки, виолончели, гобоя, кларнета и др. инструментов с фортепиано писали А.М. Токарев, М.А. Алексеев, Ф.М. Лукин, Т.И. Фандеев.
Автор: С.И. Макарова.