Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio – подражание) – последовател. проведение одной и той же мелодии в нескольких голосах. Возникла в народном многоголосии (напр., литовский сутартине). В чуваш. народ. песне имитацион. многоголосие отсутствует, однако в структуре одноголос. мелодии с кварто-квинтовым сдвигом первой полустрофы напева, характерного для нек-рых чуваш., марийских, а также венгер. песен, исследователи усматривают предрасположенность к имитационной  полифонии.

Начиная с 13 в. в западноевроп. профессиональной музыке И. становится распространённым приёмом изложения и развития тематич. материала. И. – основа развитых полифонич. форм (канон, инвенция, фуга). Для первых чуваш. композиторов (Ф.П. Павлов, Г.Г. Лисков) сочинение канонов было непосредственно связано с практикой преподавания пения в школе. Развитые имитацион. формы впервые представлены в творчестве Г.В. Воробьёва (фортепиан. фуги, Фуга для струн. квартета, фугато из 1-й части Симфонии до минор). Разнообраз. виды канонич. И. использовал в своём творчестве М.А. Алексеев, автор первого в чуваш. музыке полифонич. цикла «48 полифонических образов» (см. нотный пример 1).

Широко применяет имитацион. приёмы в хоровых произведениях А.Г. Васильев. Использование канонич. И. – подражание нестройному пению загулявших парней, провожаемых в армию, – придаёт комич. эффект его «Рекрут­ской» (см. нотный пример 2).

Автор: С.И. Фёдорова.
Иллюстрации
Нотный пример 1.
Нотный пример 2.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство