Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР – часть чуваш. народного поэтического творчества: произведения, созданные и исполняемые самими детьми, а также заимствованные ими у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями дет. возраста. Отличается разнообразием жанров и многотемьем. В чуваш. Д.ф. выделяют следующие жанровые группы.

Колыбельная поэзия. Включает колыбельные песни и утешительно-развлекател. стишки. Чуваш. колыбел. песни отличаются подроб. описанием образа зыбки, в числе персонажей сам младенец, мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра ребёнка, птицы (сорока, грач, утка и др.) и т. д. В сюжет в основном заложены светлые моменты, добрые, благоприят. эпизоды. Во многих произведениях данного жанра присутствуют колыбел. запев и различ. рода повторы: аллитерации, ассонансы, синонимы, тавтологич. слова и выражения и т.д. Утешительно-развлекател. стишки – произведения, приурочен. к различ. ситуациям и используемые при успокаивании плачущего младенца, кормлении детей, приучивании к ходьбе, а также частушечки-щекоточки, банные частушечки, частушечки для игр на пальцах, стишки, посвящённые названиям дней.

В календарной поэзии выделяются песни сурхури, масленицы, сĕрен.

Тексты-обращения, заклички – поэтич. обращения к окружающей природе и живому миру (к солнцу, воде, дождю, птицам, домашним и диким животным) и песни-призывы к сверстникам с приглашением чаще всего к играм или походам в лес за ягодами, грибами и т. д.

Произведения повседневной поэзии – соединител. стихи и песни, представляющие собой поэтич. перечисления цепочки действий, явлений или событий, стихи-диалоги, бесконечные частушки, стихи-небылички, плясовые стишки. В репертуаре первых двух звеньев обнаруживаются песни взрослых или их реминисценции. Характер. отличием стихов-диалогов является то, что в них ситуация начинается с малого, постепенно разворачивается, усиливается и приводит к неожидан. результатам. Импонируют в них мастерски скомпонован. сюжеты и композицион. цельность. В стихах-небыличках развиваются совершенно невероят. с точки зрения здравого смысла события.

Игры и игровые песни – простейшие песни, посвящённые началу игры (молчанки, частушки-считалки, стихи-жеребьёвки, игры-жеребьёвки), сюжет. игры, хоровод и др. В играх детей и поэтич. текстах, сопровождающих их, нашли отражение многие стороны жизни чувашей, крестьян. быта, народ. мировоззрения.

Дразнилки – одностроф. произведения, посредством к-рых высмеиваются пороки, передразниваются имена. Содержание их чаще всего грубое, может быть неблагожелател., в тексте встречаются непристойные слова. Для дразнилок ха­рактерен резко акцентирован. ритм.

Поддёвки-шутки строятся или в форме вопросов и ответов, или в форме стишка со словесной ловушкой в конце, проговариваются быстро и часто имеют несколько композицион. линий. Они разви­вают внимательность и сообразительность.

Скороговорки – труднопроизносимые стишки и фразы для быстрого повторения или проговаривания. Сочетают однокорен. или созвуч. слова и обильны аллитерациями и ассонансами, должны произноситься выразительно, ритмично и быстро.

Тайный язык – текст, используемый детьми сред. возраста в своём кругу с тем, чтобы младшие не узнали его содержания. Для этого говорящий может, например, в начале, середине или конце каждого произносимого слова вставить однозвучные слоги и выражения, а тот, кому предназначен этот текст, мысленно отчленяет их, стараясь вникнуть в исход. смысл.

Сказка – наиболее распространён. жанр чуваш. фольклора. Среди самых любимых детьми – сказки-небылички, бесконеч. сказки, волшеб. сказки, сказки о животных и др. Вся система образов сказок-небыличек, как и стихов-небыличек, противоречит реальному миру. Бесконеч. сказки отличаются кумулятивностью, цеповидностью сюжета, в к-ром каждый эпизод связан с предыдущим и последующим, в конце может резко прерваться или вернуться к началу. Сказки о животных и волшеб. сказки импонируют детям занимательностью сюжета, завораживающими образами, интерес. содержанием, приключен. направленностью.

Рассказы и басни – небольшие нравоучител. произведения, близкие по жанру к сказкам. Сюжет их прост и краток. Это в основном диалоги двух героев, в числе к-рых – дети, их родители, звери, птицы, рыбы, насекомые, неодушевлён. предметы. Рассказывая о событиях, к-рые могут произойти в жизни, учат осторожности, находчивости и сообразительности. Для них характерны намёки, иносказательность, ирония. В основу многих положены пословицы и поговорки.

Д.ф. принадлежит большая роль в становлении чуваш. детской литературы. Он оказал огромное влияние на формирование принципов изобразительности и жанрового состава профессионал. дет. поэзии, на сюжеты современ. литератур. сказок, рассказов и повестей.

История собирания и изучения Д.ф. началась с публикации С.М. Михайловым в 1853 дет. песенки «Чи-чи кăсăя» (Синица). В дальнейшем в сборе Д.ф. принимали участие Н.И. Золотницкий, В.К. Магницкий, И.Я. Яковлев, Г.Т. Тимофеев, И.Н. Юркин, К.В. Иванов, П.В. Па­зухин, Н.И. Ашмарин, М.Д. Трубина, И.Д. Никитин, И.С. Тукташ, Г.Н. Волков, Н.В. Ыдарай, Г.Ф. Юмарт и др. Наиболее весомым вкладом в изучение Д.ф. был труд В.Я. Канюкова «Ача-пăча сăмахлăхĕ» (Детский фольклор, 1964), являющийся первым в чуваш. фольклористике обобщающим исследованием дет. народ. поэтич. творчества.

Автор: А.И. Мефодьев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство