ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР – часть чуваш. народного поэтического творчества: произведения, созданные и исполняемые самими детьми, а также заимствованные ими у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями дет. возраста. Отличается разнообразием жанров и многотемьем. В чуваш. Д.ф. выделяют следующие жанровые группы.
Колыбельная поэзия. Включает колыбельные песни и утешительно-развлекател. стишки. Чуваш. колыбел. песни отличаются подроб. описанием образа зыбки, в числе персонажей сам младенец, мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра ребёнка, птицы (сорока, грач, утка и др.) и т. д. В сюжет в основном заложены светлые моменты, добрые, благоприят. эпизоды. Во многих произведениях данного жанра присутствуют колыбел. запев и различ. рода повторы: аллитерации, ассонансы, синонимы, тавтологич. слова и выражения и т.д. Утешительно-развлекател. стишки – произведения, приурочен. к различ. ситуациям и используемые при успокаивании плачущего младенца, кормлении детей, приучивании к ходьбе, а также частушечки-щекоточки, банные частушечки, частушечки для игр на пальцах, стишки, посвящённые названиям дней.
В календарной поэзии выделяются песни сурхури, масленицы, сĕрен.
Тексты-обращения, заклички – поэтич. обращения к окружающей природе и живому миру (к солнцу, воде, дождю, птицам, домашним и диким животным) и песни-призывы к сверстникам с приглашением чаще всего к играм или походам в лес за ягодами, грибами и т. д.
Произведения повседневной поэзии – соединител. стихи и песни, представляющие собой поэтич. перечисления цепочки действий, явлений или событий, стихи-диалоги, бесконечные частушки, стихи-небылички, плясовые стишки. В репертуаре первых двух звеньев обнаруживаются песни взрослых или их реминисценции. Характер. отличием стихов-диалогов является то, что в них ситуация начинается с малого, постепенно разворачивается, усиливается и приводит к неожидан. результатам. Импонируют в них мастерски скомпонован. сюжеты и композицион. цельность. В стихах-небыличках развиваются совершенно невероят. с точки зрения здравого смысла события.
Игры и игровые песни – простейшие песни, посвящённые началу игры (молчанки, частушки-считалки, стихи-жеребьёвки, игры-жеребьёвки), сюжет. игры, хоровод и др. В играх детей и поэтич. текстах, сопровождающих их, нашли отражение многие стороны жизни чувашей, крестьян. быта, народ. мировоззрения.
Дразнилки – одностроф. произведения, посредством к-рых высмеиваются пороки, передразниваются имена. Содержание их чаще всего грубое, может быть неблагожелател., в тексте встречаются непристойные слова. Для дразнилок характерен резко акцентирован. ритм.
Поддёвки-шутки строятся или в форме вопросов и ответов, или в форме стишка со словесной ловушкой в конце, проговариваются быстро и часто имеют несколько композицион. линий. Они развивают внимательность и сообразительность.
Скороговорки – труднопроизносимые стишки и фразы для быстрого повторения или проговаривания. Сочетают однокорен. или созвуч. слова и обильны аллитерациями и ассонансами, должны произноситься выразительно, ритмично и быстро.
Тайный язык – текст, используемый детьми сред. возраста в своём кругу с тем, чтобы младшие не узнали его содержания. Для этого говорящий может, например, в начале, середине или конце каждого произносимого слова вставить однозвучные слоги и выражения, а тот, кому предназначен этот текст, мысленно отчленяет их, стараясь вникнуть в исход. смысл.
Сказка – наиболее распространён. жанр чуваш. фольклора. Среди самых любимых детьми – сказки-небылички, бесконеч. сказки, волшеб. сказки, сказки о животных и др. Вся система образов сказок-небыличек, как и стихов-небыличек, противоречит реальному миру. Бесконеч. сказки отличаются кумулятивностью, цеповидностью сюжета, в к-ром каждый эпизод связан с предыдущим и последующим, в конце может резко прерваться или вернуться к началу. Сказки о животных и волшеб. сказки импонируют детям занимательностью сюжета, завораживающими образами, интерес. содержанием, приключен. направленностью.
Рассказы и басни – небольшие нравоучител. произведения, близкие по жанру к сказкам. Сюжет их прост и краток. Это в основном диалоги двух героев, в числе к-рых – дети, их родители, звери, птицы, рыбы, насекомые, неодушевлён. предметы. Рассказывая о событиях, к-рые могут произойти в жизни, учат осторожности, находчивости и сообразительности. Для них характерны намёки, иносказательность, ирония. В основу многих положены пословицы и поговорки.
Д.ф. принадлежит большая роль в становлении чуваш. детской литературы. Он оказал огромное влияние на формирование принципов изобразительности и жанрового состава профессионал. дет. поэзии, на сюжеты современ. литератур. сказок, рассказов и повестей.
История собирания и изучения Д.ф. началась с публикации С.М. Михайловым в 1853 дет. песенки «Чи-чи кăсăя» (Синица). В дальнейшем в сборе Д.ф. принимали участие Н.И. Золотницкий, В.К. Магницкий, И.Я. Яковлев, Г.Т. Тимофеев, И.Н. Юркин, К.В. Иванов, П.В. Пазухин, Н.И. Ашмарин, М.Д. Трубина, И.Д. Никитин, И.С. Тукташ, Г.Н. Волков, Н.В. Ыдарай, Г.Ф. Юмарт и др. Наиболее весомым вкладом в изучение Д.ф. был труд В.Я. Канюкова «Ача-пăча сăмахлăхĕ» (Детский фольклор, 1964), являющийся первым в чуваш. фольклористике обобщающим исследованием дет. народ. поэтич. творчества.
Автор: А.И. Мефодьев.