КНИЖНАЯ ГРАФИКА – вид изобразител. искусства, связанный с оформлением книги в стилистич. единстве всех её графич. компонентов: суперобложки, обложки, форзаца, фронтисписов, титул. листа, иллюстраций, заставок, инициалов, концовок и др. элементов книж. убранства. Общее конструирование книги (дизайн) также относится к данному виду искусства. Самостоятел. область К.г. составляет искусство шрифта.
История чуваш. К.г. берёт начало с «Нового букваря для чуваш», изданного в 1912 с иллюстрациями – рисунками К.В. Иванова. С образованием Чуваш. автоном. обл. начинается деятельность Чуваш. отделения государствен. издательства (Чувашгиз) в Чебоксарах.
Первые профессионал. шаги чуваш. К.г. связаны с именем М.С. Спиридонова. В 1930 им выполнены иллюстрации к «Букварю для чувашских школ», в к-рых наглядно переданы труд и быт старой и новой чуваш. деревни. В том же году в Москве на чуваш. языке была издана поэма К.В. Иванова «Нарспи» с иллюстрациями А.Ф. Мясникова. В целях обеспечения книгоиздател. дела республики национал. кадрами художников в 1934 при Алатыр. типографии открыто гравёр. отделение, позже преобразован. в школу, затем – в художественно-гравёр. училище. Это было единствен. в стране учеб. заведение подобного рода. Его организатором и руководителем был Ф.С. Быков. Укрепление полиграфич. базы издательства, профессионал. подготовленность художников-графиков позволили значительно изменить облик чуваш. книги 1930-х гг. Линогравюра заменялась рисунком, часто многоцветным. Особое внимание обращалось на целостность оформления издания. В качестве примера можно назвать сборник художествен. очерков «Хаваслăн ĕçлетпĕр» (Радостный труд, 1934), оформленный А.Д. Демидовым и Ю.А. Зайцевым. Начиная с 1937 был издан ряд оригинал. книг для детей в оформлении Г.Ф. Филиппова, Н.Д. Мохова, Г.Д. Харлампьева, П.В. Сизова и др. Несмотря на трудности с бумагой и красками, выпуск книг Чуваш. государствен. издательством продолжался и в годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 – прежде всего книги о войне, раскрывавшие патриотизм защитников Родины.
В послевоен. годы начался новый этап развития К.г. Наряду со стар. поколением художников в искусстве книги заявили о себе выпускники Чебоксар. художествен. училища Ю.П. Смирнов, М.И. Жолобов, Ф.П. Осипов и воспитанник Алатыр. художественно-гравёр. училища П.В. Сизов. Значител. вклад в развитие К.г. республики внесла М.М. Михаэлис. Она, работая с 1944 по 1955 стар. художествен. редактором Чувашгиза (с 1963 Чуваш. книжное издательство), способствовала творческому росту молодых коллег. О достижениях художников свидетельствовали специал. выставки К.г., проведённые в 1949–52.
На новый этап развития искусство чуваш. книги вышло в сер. 1950-х гг. Стар. художествен. редактором в издательстве начал работать выпускник Моск. полиграфич. института М.А. Ильин. Успеху и раскрытию творческих возможностей художников способствовало укрепление полиграфич. базы издательства, позволившее широко применять многоцвет. печать. Примечателен 1956, когда художники республики (М.М. Михаэлис, Ф.П. Осипов, Ю.П. Смирнов, М.И. Жолобов, В.Ф. Солодовников, А.В. Мочалов) приняли участие во Всесоюз. выставке книги, графики и плаката в Москве. Дальнейшее развитие К.г. связано с приездом в Чебоксары в нач. 1960-х гг. выпускников художествен. вузов страны – В.П. Авраменко, С.А. Владимирова, С.С. Головатого, А.А. Ефейкиной, М.А. Зобниной, А.А. Макарова, А.И. Миттова, Р.Ф. Фёдорова, Э.М. Юрьева и др. С искусством книги связывают свою творческую деятельность и талантливые воспитанники Чебоксар. художествен. училища (В.И. Агеев, В.Я. Арапов, В.Е. Емельянов и др.). Чуваш. книга 1960–70-х гг., отмеченная обновлением художественно-эстетич. лика, активно заявляла о себе на всеросс. конкурсах «Искусство книги».
Следующий период в развитии К.г., относящийся к 1980-м гг., связан с именем Э.М. Юрьева, работавшего в издательстве художествен. и стар. художествен. редактором с 1964. Он способствовал корен. перестройке книж. искусства Чувашии. В понятие «искусство книги» Юрьев вкладывал не только художествен. оформление, но и полиграфич. исполнение изданий. В 1980–90-е гг. с издательством наиболее активно сотрудничали художники В.И. Агеев, И.В. Алексеев, В.Я. Арапов, Ю.И. Богдяж, В.Г. Бритвин, С.А. Владимиров, В.В. Гурин, М.А. Ильин, А.А. Макаров, Г.М. Онуфриева, В.А. Смирнов (Ростоцкий), З.И. Чернова, В.М. Ширшов и др. Тогда же в искусстве К.г. начали заявлять о себе В.Н. Гончаров, М.Д. Давлятшин, Т.И. Немцева, М.Ю. Николаев, Г.С. Самсонова и др.
В современ. чуваш. К.г. наряду с художниками старшего поколения работают молодые авторы: Н.Н. Тихонова, С.А. Бритвина, И.Е. Калентьева, С.А. Кангина, Е.И. Николаева, Н.И. и С.В. Орловы и др. Активно используются возможности компьютер. графики. В этой области проявляют себя молодые художники.
Автор: Ю.В. Викторов.