Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КОМПОЗИТОРСКОЕ ИСКУССТВО – вид художествен. деятельности, представляющий собой создание музыкал. произведений. История развития К.и. является во многом историей выдающихся музыкал. композиций и существует обычно в виде национал. или местных композитор. школ. В Чувашии К.и. известно с нач. 20 в. В этот период произошло первич. освоение готовых форм, жанров и выразител. средств, к-рые сложились на классич. материале, в условиях западноевроп. музыкал. цивилизаций в сочетании с национал. устными музыкально-поэтич. традициями. Своеобразие местного К.и. заключается глав. обр. в приоритетном развитии хоровых жанров. Первое поколение композиторов в лице Ф.П. Павлова, С.М. Максимова и В.П. Воробьёва занималось решением задач просветител. характера. Они предпочитали фольклор. формы, ограничивались песен. тематизмом и приёмами его вариацион. развития, использовали в основном хор. В 1930-е гг. наметились новые тенденции. При­­е­хавшие в Чебоксары В.М. Кривоносов, И.В. Люблин, С.И. Габер, В.Г. Иванишин освоили на национал. материале академич. формы и жанры, создали первые крупные произведения в области музыкал. театра, симфонич. и камерной музыки. Важный этап развития К.и. связан с именем Г.В. Воробьёва, чьи произведения, в т. ч. крупных жанров, подняли чувашское К.и. на новый уровень. В.М. Кривоносову принадлежит заслуга в воспитании последующего поколения чуваш. композиторов. В масштабе Чувашии оно было довольно многочисленным и активно проявило себя в 1950–70-е гг. К нему относятся Г.Я. Хирбю, Г.С. Лебедев, Ф.М. Лукин, А.Г. Орлов-Шузьм, А.М. Токарев, В.А. Ходяшев, Т.И. Фандеев, А.В. Асламас, Ф.С. Василь­ев, Г.А. Анчиков, А.А. Петров и А.М. Михайлов. Их творчество представляет собой определён. художествен. направ­ление – так наз. национально-традицион. стиль. В 1960–70-х гг. в К.и. Чувашии появляются новые тенденции. Стремление к обновлению образности и музыкал. языка привело к возникновению националь­но-инновационного направления, к к-рому относится музыка М.А. Алексеева и А.Г. Васильева. В 1980–90-е гг. формируется новый корпус чуваш. композиторов: Н.Н. Казаков, Ю.П. Григорьев, В.Г. Салихова, Л.Л. Быренкова, А.П. Галкин, Т.А. Гордеева, Л.В. Чекушкина, О.П. Трифонов, А.Н. Лоцева. Они активно работают в камер. сфере, хоровой музыке, уделяют внимание эстрад. песне.

Автор: Л.И. Бушуева.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство