ОПАХИВАНИЕ, хĕр сухи (букв. девичья пахота) – комплекс обрядов, проводившихся в чувашских селениях с целью предотвращения эпидемии и эпизоотии. По распоряжению стариков в этот день налагался запрет на всякие работы, гасился огонь в очагах; все переодевались в белое. У околицы выставляли караул, чтобы не пропускать в деревню жителей др. селений. На восточ. окраине собирались девушки, они распускали косы, развязывали пояса, разувались. Затем впрягались в соху (в более ранние времена в акапуç), в руках держали мочал. плётки; правила девушка, являющаяся единствен. ребёнком в семье (в нек-рых деревнях – старик). Опахивали селение «посолонь» (по солнцу, по часовой стрелке); считалось, что борозда, проведённая металлич. наральником, обладающим магич. силой, не пропускает через себя злых духов болезней. Встречных чужаков «изгоняли» плётками. Завершая обряд, старики молились Турă, духам-покровителям, выпрашивая здоровье и благополучие; трением двух крестообразно сложенных кусков дерева добывали «новый огонь», разносили его в горшках по домам и разводили в очагах пламя здоровой жизни.
В ряде селений проводили в комплексе с О. ещё и обряд прохождения через çĕр хапхи (букв. земляные ворота).
С христианизацией эти обряды были вытеснены православ. молебнами. Вместо О. селение обходили с иконами и хоругвями; скотину прогоняли через деревен. ворота, на столбах к-рых были установлены иконы; священник окроплял людей и животных.
Автор: П.П. Фокин.