Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ОПАХИВАНИЕ, хĕр сухи (букв. девичья пахота) – комплекс обрядов, проводившихся в чувашских селениях с целью предотвращения эпидемии и эпизоотии. По распоряжению стариков в этот день налагался запрет на всякие работы, гасился огонь в очагах; все переодевались в белое. У околицы выставляли караул, чтобы не пропускать в деревню жителей др. селений. На восточ. окраине собирались девушки, они распускали косы, развязывали пояса, разувались. Затем впрягались в соху (в более ранние времена в акапуç), в руках держали мочал. плётки; правила де­вушка, являющаяся единствен. ребёнком в семье (в нек-рых деревнях – старик). Опахивали селение «посолонь» (по солн­цу, по часовой стрелке); считалось, что борозда, проведённая металлич. наральником, обладающим магич. силой, не пропускает через себя злых духов болезней. Встречных чужаков «изгоняли» плётками. Завершая обряд, старики молились Турă, духам-покровителям, выпрашивая здоровье и благополучие; трением двух крестообразно сложенных кусков дерева добывали «новый огонь», разносили его в горшках по домам и разводили в очагах пламя здоровой жизни.

В ряде селений проводили в комплексе с О. ещё и обряд прохождения через çĕр хапхи (букв. земляные ворота).

С христианизацией эти обряды были вытеснены православ. молебнами. Вместо О. селение обходили с иконами и хоругвями; скотину прогоняли через деревен. ворота, на столбах к-рых были установлены иконы; священник окроплял людей и животных.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство