ЮЖНОЧУВАШСКИЙ ЛАД – особый вид пентатоники, встречающийся в пении правобережных низовых чувашей, живущих в юго-восточной части Чуваш. Респ. (отсюда название) и в прилегающих к ней районах Татарстана и Ульянов. обл., и только в свадебных и хороводных песнях, жанре хĕр йĕрри (см. в ст. Причитания), в отдельных случаях – в рекрутских песнях.
Исходным для Ю.л. является звукоряд пентатоники «е» (egahd ) с колеблющимися по высоте терцией и септимой, выходящими за пределы темперированного строя: тон g имеет тенденцию к повышению в зоне малой секунды до gis, тон d – понижению также в зоне малой секунды (в случаях полного понижения до des , записывается обычно как cis ).
Интервал большой терции, образующийся между тонами e и gis, никогда не заполняется тоном fis. Это свидетельствует о том, что тон gis представляет собой вариант обычного g в ангемитонном трихорде e–g–a, где звук fis отсутствует по самой природе пентатонного лада. Органичное включение в интервал. состав полутона gis–a даёт основание говорить о существовании в чуваш. музыке особого вида пентатоники – полутоновой. Переменность высоты отдельных тонов и нетемперированность строя позволяют говорить также о проявлениях микрохроматики в рамках чуваш. пентатоники. Одной из специфических особенностей Ю.л. является структур. и выразител. «равнозначность» малой и большой терции, позволяющая переосмыслить привычную в современ. музыке противоположность мажор. и минор. ладовых наклонений.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. Об одной разновидности ангемитоники в чувашских народных песнях // Советская музыка. 1979. №5.