Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ЮЖНОЧУВАШСКИЙ ЛАД – особый вид пентатоники, встречающийся в пении правобережных низовых чувашей, живущих в юго-восточной части Чуваш. Респ. (отсюда название) и в прилегающих к ней районах Татарстана и Ульянов. обл., и только в свадебных и хороводных песнях, жанре хĕр йĕрри (см. в ст. Причитания), в отдельных случаях – в рекрутских песнях.

      Исходным для Ю.л. является звукоряд пентатоники «е» (egahd ) с колеблющимися по высоте терцией и септимой, выходящими за пределы темперированного строя: тон g имеет тенденцию к повышению в зоне малой секунды до gis, тон d  понижению также в зоне малой секунды (в случаях полного понижения до des , записывается обычно как cis ). 

     Интервал большой терции, образующийся между тонами e и gis, никогда не заполняется тоном fis. Это свидетельствует о том, что тон gis представляет собой вариант обычного g в ангемитонном трихорде e–g–a, где звук fis отсутствует по самой природе пентатонного лада. Органичное включение в интервал. состав полутона gisa даёт основание говорить о существовании в чуваш. музыке особого вида пентатоники – полутоновой. Переменность высоты отдельных тонов и нетемперированность строя позволяют говорить также о проявлениях микрохроматики в рамках чуваш. пентатоники. Одной из специфических особенностей Ю.л. является структур. и выразител. «равнозначность» малой и большой терции, позволяющая переосмыслить привычную в современ. музыке противоположность мажор. и минор. ладовых наклонений.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. Об одной разновидности ангемитоники в чувашских народных песнях // Советская музыка. 1979. №5.
Иллюстрации
Примеры 1, 2.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство