ХОРОВОЕ ИСКУССТВО – коллективное исполнение вокальной музыки, хоровое пение и совокупность произведений для такого исполнения. Одно из древнейших проявлений музыкального творчества. Характерно для музыки устной и письменной традиций, религиозной и светской. Существует как самостоятел. жанр (хор а капелла), так и в составе синтетических (вокально-симфонич., музыкально-театрал.) жанров.
В Чувашии одна из основных форм музыкально-исполнител. и композитор. творчества. Национал. хоровое исполнительство уходит корнями в ансамблевое пение, традиционно преобладавшее в чуваш. народ. музыке. Коллектив. исполнение обрядовых мелодий как правило приводило к образованию фактуры гетерофонного типа. В песнях низовых чувашей часто встречался развитой двух- и трёхголосный склад.
Большую роль в распространении Х.и. с кон. 1860-х гг. сыграло обучение пению в школе и церкви. Занятия проводились на рус. и чуваш. языках, в репертуаре хоров были церковные песнопения и рус. народ. песни. До 1917 своеобразными хоровыми центрами были Симбирская чувашская школа и Казанская учительская семинария. Основным учеб. пособием по музыке в них стал «Курс хорового церковного пения» С.В. Смоленского. Под руководством последнего Н.А. Александровым были подготовлены партитуры полного цикла «Хоровых церковных песнопений на чувашском языке», неоднократно переиздававшиеся.
Публич. выступления чуваш. хоров (в т.ч. со светским репертуаром) зафиксированы в 1896 и позднее. Высокого уровня достигло исполнительское мастерство хора Симбир. чуваш. учител. школы в период работы И.М. Дмитриева (см. Музыка в Симбирской чувашской учительской школе).
В 1917–20-х гг. хоровое пение на национал. основе стало централ. формой массового музыкал. движения в Чувашии. Очагами развития национал. Х.и. были города Симбирск, Казань, Чебоксары, Уфа, Москва. В этот период хоровая музыка обрела новые организацион. формы распространения, она звучала на манифестациях и митингах, в клубах, народ. домах, кружках любителей музыки. Репертуар обогащался революцион. песнями, произведениями из первых сборников обработок чуваш. народ. песен, изданных в 1918 (С.М. Максимов) и 1919 (Ф.П. Павлов). Формированию хоровой культуры способствовали национал. хоры под управлением Ф.П. Павлова (1918–19, с. Акулево; 1920–23, Чебоксары), В.П. Воробьёва. Профессионал. хоровые коллективы в Чувашии действовали с 1924, когда В.П. Воробьёвым был создан Чуваш. хор Чебоксар. музыкал. школы, впоследствии Чуваш. государствен. хор (ныне хоровая группа Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца). Позднее возникли Вокальный ансамбль Чувашского радиокомитета (1943), Хор Чувашской государственной телерадиокомпании (1967), ансамбль «Уяв» (1985), капелла «Классика» (1992).
Хоровое исполнительство стало основной формой в художествен. самодеятельности Чувашии. Старейшие национал. хоры были сел. самодеятел. коллективами. Среди них хоры сёл Тораево (организован в 1918, руководитель Ф.И. Иванов), Тогаево (1924, А.П. Петров) и Турмыши (1940, Г.В. Васильев, Н.Д. Казаков), деревень Малое Маклашкино (1935, А.Н. Тогаев), Первое Семёново (1929, И.И. Иванов, А.Г. Герасимова), Астакасы (1942, А.П. Петров). Большую помощь в создании репертуара для них оказали чуваш. композиторы. С 1932 любител. хоры принимали участие в олимпиадах чуваш. искусства, смотрах народ. творчества, фестивалях и праздниках песни и труда. Для координации развития хорового движения в 1958 создано Хоровое общество Чуваш. АССР. В 1930–50-х гг. хоровая самодеятельность активно развивалась, к 1962 в Чувашии существовало более 600 хоровых коллективов. Лучшие коллективы выступали в составе сводного хора на праздниках песни и труда, в разные годы им руководили Ф.М. Лукин, А.М. Токарев, Т.И. Фандеев, Г.Я. Хирбю, М.Н. Яклашкин и др. В 1959 из музыкантов-любителей создан Чуваш. народ. хор под руководством А.Г. Орлова-Шузьма.
В композитор. творчестве первые хоровые сочинения появились в 1908. В 1910-х гг. в творчестве И.М. Дмитриева, П.М. Миронова, Т.П. Парамонова, Г.Г. Лискова, Ф.П. Павлова, С.М. Максимова развивался преимущественно жанр гармонизации и обработки народ. песни для хора без сопровождения. В 1920-х гг. наряду с обработками создавались оригинал. сочинения для хора как без сопровождения, так и в сопровождении фортепиано (Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьёв, Г.Г. Лисков). Кроме куплетной, использовались куплетно-вариацион., трёхчастные, контрастно-составные формы [хоры «Чĕнтĕрлĕ кĕпер» (Мост резной), «Хĕрлĕ салтак юрри» (Красноармейская) Ф.П. Павлова, песня-кантата «Октябрь çулĕ» (Путь Октября), хор «Тăпачă юрри» (Подражание молотьбе) В.П. Воробьёва, хоры «Кĕреке юрри» (Застольная), «Шанчăк» (Надежда) С.М. Максимова]. Жанр обработки чуваш. народ. песен получил развитие также в творчестве рус. композиторов А.Н. Александрова, В.А. Белого, А.А. Егорова, А.А. Касьянова, М.В. Коваля, С.Е. Фейнберга и др.
В 1930–40-х гг. в Х.и. преобладал жанр массовой песни на актуал. тематику. Среди авторов В.П. Воробьёв, Г.Г. Лисков, И.В. Люблин, представители нового поколения чуваш. композиторов Г.В. Воробьёв, Г.Я. Хирбю, Ф.М. Лукин, Г.С. Лебедев, А.Г. Орлов-Шузьм. Первые кантаты «Аслă Октябрь саманĕ» (Эпоха Октября, 1933), «Чăваш сăвви» (Чувашская песнь о соловье, 1936) создал В.М. Кривоносов.
В 1950–60-х гг. для Х.и. по-прежнему наиболее характерен жанр массовой хоровой песни. Особое развитие получил жанр многочастной кантаты и оратории на обществен. тематику («Ленин» А.В. Асламаса, «Песнь славы» В.А. Ходяшева, «Самана» (Эпоха Октября) и «Ленин Атăл çинче» (Ленин на Волге) Ф.С. Васильева, «Кантата о Ленине» и «Патриотическая оратория» Г.Я. Хирбю и др.). С 1970-х гг. наряду с хоровой песней, остающейся в центре внимания большинства композиторов, кантатой и ораторией возродился интерес к хоровым обработкам фольклора. Среди них выделяется шеcтичастный цикл хоров без сопровождения «Слакбашские песни» Ф.С. Васильева (1971). С 1980-х гг. Х.и. поднялось на качественно новый уровень благодаря творчеству А.Г. Васильева. Его произведения фольклор. и лирико-психологич. тематики внесли значител. вклад в развитие национал. хоровой культуры. В творчестве композитора представлены различ. жанры Х.и.: кантаты, хоры и циклы хоров, сюиты, концерты, поэмы, вариации. С 1990-х гг. к жанрам хоровой музыки обращаются Л.Л. Быренкова, Ю.П. Григорьев, В.Г. Салихова, О.П. Трифонов, Л.В. Чекушкина.
Автор: М.Г. Кондратьев, Л.И. Бушуева.
Лит.: Чăваш халăхĕ юрлать (Поёт чувашский народ). Ч., 1962; Жирнова Л.В. Чувашская хоровая литература. Ч., 1976; Кондратьев М.Г. Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР. Ч., 1989.