Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КОСМОГОНИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ и космологические представления чувашей – народные представления о происхождении мира (тĕнче) и о строении мироздания.

В чуваш. К. м. переход первород. хаоса к упорядочен. космосу показан в определён. последовательности: хаос - огонь и вода - вода и суша - земля и небо - солнце, луна, звёзды - время - растения - животные - человек. Хаос представлялся или как небытие («В изначальное время не было ни воды, ни воздуха, ни ветра»), или в виде водной стихии – первоначал. океана (талай), или как противоборство стихий огня и воды. Из первоздан. вод, по чуваш. К.м., образовались земля и космос, далее произошло разъединение огня и воды, земли и неба, к-рые возникли без вмешательства богов. Создатели дуалистич. феноменов огонь – вода, день – ночь, свет – тьма и т.д. выступают в зооморф. образах; творцами конкрет. объектов, наполняющих космич. пространство, называются антропоморф. боги. Турă сотворил всё доброе и хорошее, а Шуйттан – всё плохое и отрицател., при этом между этими силами существовала определён. договорённость. Представленные в чуваш. К.м. темы противоборства двух начал – Добра и Зла – встречаются в древнеиран. мифах.

Традиционные космологические воззрения чувашей основаны на представлениях о мироздании как о мировом океане, в к-ром покоятся космич. опоры – горизонтальная (земная твердь) и  вертикальная (мифич. первогора, или мировая гора Ама ту, с мировым древом Ама йывăç). Ама ту воспринимается как центр мира, где пересекаются все его оси, соединяя 4 угла и 4 стороны Вселенной. На вершине горы – Ама йывăç, соединяющее верхний, средний (земной) и нижний миры, а также молоч. озеро. Основу чуваш. К. м. составляет мифологема о браке Неба и Земли, мужского (небо) и женского (земля, мировая гора, мировое древо) начал, верхнего и среднего миров. Представления об отделении от Земли находившегося  вначале рядом с ней Неба, вследствие его осквернения, встречаются также в учениях зороастризма. Нижний мир (тамăк) понимается как бесконеч. пространство, населён. враждебными человеку злыми силами и духами, возглавляемыми Шуйттаном.

Вселенная представляется структурой, состоящей из 7 этажей: 3 располагаются поверх Земли, четвёртым является земная поверхность, остальные 3 находятся под землёй. Небесный мир представляет собой верхний мир (çăтмах) – обиталище богов, добрых духов. Централ. место в чуваш. мифах отведено верхов. богу Çÿлти Турă и его близким – Кепе, Пÿлĕхçĕ, Пихампару.

Чуваш. К.м. включает в себя и сюжеты о возникновении небес. светил – Солнца, Луны, Млечного Пути. Встречается также тема мирового яйца, из к-рого, по нек-рым вариантам, якобы и возникла Вселенная. Космогонич. функция мирового яйца отразилась в значимости его роли в ритуалах.

Наиболее канонизирован. космогонич. сюжеты содержатся в узорах традицион. чуваш. вышивки. Они иллюстрируют представления о троичном делении мира, о 7 сферах Вселенной и т.д. Космологич. представления чувашей отражены в речи мăн кĕрÿ – старшего дружки – на свадьбе (см. Саламалик), включающей такие атрибуты мироздания, как золотой дуб (мировое древо), остров (первосуша), посреди озера или моря (первич. хаос), водоплавающая птица (демиург). Киреметище с постройками на горе или возвышен. месте, со строением на 4 столбах, деревом, родником и т.д. представляет собой своеобраз. модель мира.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Трофимов А.А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки // Чувашское искусство. Вып. 70. Ч., 1976; Егоров Н.И. Чувашская мифология // Культура чувашского края. Ч., 1995.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство