ИЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫЕ – ноты, книги о музыке, журналы, одно из важных условий существования музыкальной культуры. Попытки зафиксировать произведения музыкал. искусства предпринимались задолго до появления И.м. Для этого изобретена нотация – система графич. знаков, применяемая при записи музыки. Первые образцы печатных И.м. появились в Запад. Европе (Венеция) в 1482, в России (Москва) – в 1652. Первым чувашским И.м. можно считать публикацию четырёх чуваш. народ. мелодий в книге А.Ф. Риттиха «Материалы для этнографии России. Казанская губерния» (Казань, 1870). Издания были чаще всего фольклор. сборниками. Среди них – «Музыка чувашских песен» В.А. Мошкова (Казань, 1893) и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в 2-х частях (Симбирск, 1908, 1912). Из произведений композиторов были напечатаны обработка Н.С. Кленовского (Москва, 1894) и обработка П.М. Миронова (Казань, 1909 и 1911). Сборники обработок чуваш. народ. песен С.М. Максимова (Симбирск, 1918) и Ф.П. Павлова (Акулево, 1919) изложены в цифровой системе, отпечатаны на шапирографе. Это были первые издания произведений национал. композиторов. В 1920-е гг. появляются «Сµрнай» Ф.П. Павлова (Чебоксары, 1924) и «Чµваш к‡ввисем» С.М. Максимова в 2-х выпусках (Чувашские песни. Москва, 1924, 1926). Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьёв совместно выпустили в Чебоксарах «©‡н‡ юрµсем» (Новые песни, 1927), «©‡н сµрнай» (Чувашские песни для хора, 1931). В 1930-е гг. в Чебоксарах выходят «Тури чµвашсен юррисем» С.М. Максимова (Песни верховых чувашей, 1932), песни, хоры и серия партитур для духового оркестра. В Москве напечатан ряд произведений рус. композиторов, использовавших в своём творчестве чуваш. фольклор. В их числе – сочинения С.Е. Фейнберга, А.А. Касьянова, В.А. Белого, М.В. Коваля и др. В послевоен. годы издаётся большое количество чуваш. музыкал. сочинений разных жанров. Издательство «Советский композитор» в Москве выпускает в свет автор. сборники песен и хоров на рус. языке А.Н. Тогаева, Ф.М. Лукина, Г.С. Лебедева, Т.И. Фандеева, В.А. Ходяшева, А.В. Асламаса, А.Г. Васильева. Среди сборников-антологий наиболее значительны «Пир‡н юрµсем» (Наши песни. Москва, 1949), «©‡н‡ юрµсем» (Новые песни. Чебоксары, 1956), «Чµваш юррисен антологи釻 (Антология чувашских песен. Чебоксары, 1959), «Поёт хор Чувашского радио и телевидения» (Москва, 1986). В 1960–90-е гг. в Москве изданы инструментал. сочинения Г.В. Воробьёва, В.А. Ходяшева, М.А. Алексеева, А.Г. Васильева. Отдельными изданиями выходили партитуры Симфонии Г.В. Воробьёва (1957), «Слакбашских песен» Ф.С. Васильева (1981) и клавир его балета «Сарпиге» (1990). Определён. место среди И.м. по-прежнему занимали фольклорные публикации. В Москве в 1964 издан труд С.М. Максимова «Чувашские народные песни». В Чебоксарах опубликованы Ю.А. Илюхиным «620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова» (1969), «Песни низовых чувашей» в 2-х книгах (1981, 1982) и «Песни средненизовых чувашей» (1993), составленные М.Г. Кондратьевым, «Чувашские народные песни, напетые И.Вдовиной» – составитель А.А. Осипов (1985). В 1980–90-е гг. ряд И.м. подготовлен педагогами музыкально-педагогич. факультета Чуваш. государствен. педагогич. университета. К И.м. можно отнести также музыковед. публикации (см. Музыковедение). Из зарубежных чувашских И.м. следует упомянуть сборники Р. Лаха (1940) и Л. Викара (1979, в соавт. с Г. Берецки), издание в 1990 фортепиан. пьес А.Г. Васильева в г. Скопле (Югославия).
Автор: Л.И. Бушуева.