АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle от лат. aqua – вода) – краски, обычно на растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками. Основные качества – прозрачность красочного слоя, сквозь к-рый просвечивает тон и фактура основы (глав. обр. бумаги), чистота цвета. А. совмещает в себе особенности живописи (построение пространства и формы цветом) и графики (основ. выразительные средства – линия, штрих, пятно и др.). Специфич. особенности А. – размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В А., выполняемой кистью, часто вводится рисунок пером, карандашом. В Европе стала широко применяться с нач. 15 в. и служила глав. обр. для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин. Прикладное значение А. сохраняется и в наше время. Со 2-й пол. 18 в. А. стала применяться в пейзажной живописи. Первые профессионал. художники-акварелисты работали по увлажнённой бумаге. Во 2-й четверти 19 в. в Италии возникла манера плотной многослойной живописи А. по сухой бумаге. Возможна и моделировка форм мелкими мазками, штрихами, точками, широкими цветовыми заливками. Многие художники применяют смешанную технику, где А. используется в соединении с гуашью, тушью, пастелью, карандашами и др.
В чуваш. искусстве А. как самостоятельная форма станковой графики утвердилась лишь в 1930-х гг. Ю.А. Зайцев создал серию акварел. пейзажей Чувашии и Башкирии, И.Т. Григорьев работал в жанре натюрморта. В годы Вел. Отечеств. войны акварел. техника преобладает в силу доступности и быстроты работы, возможности её использования в сложных воен. условиях. Художники республики продолжали творить на фронте и в тылу – это С.Ф. Скрябин (пейзажи освобождён. Совет. Армией территорий: «Украинский пейзаж», «В кубанской станице», «Казимеж на Висле», 1943–44); Н.Д.Мохов («Подарки бойцам», 1941); П.В. Сизов («Отправка на фронт», 1943) и др. Во 2-й пол. 20 в. А. получила широкое распространение. В этой технике работали и работают Д.И. Архангельский, Н.К. Сверчков, И.Т.Григорьев, Л.М. Акцынова, А.В. Акцынов, Ф.П. Осипов, А.А. Ефейкина, Э.М. Юрьев, Н.И. Садюков, В.П. Петров (Праски Витти), В.Г. Бритвин, Т.Л. Зверева, Г.П. Маринин, В.Г. Милославская, П.В. Петров, И.А. Улангин, И.Г. Наумова, Е.А. Никифорова, Е.С. Поляков и мн. др. Однако художников, всецело посвятивших своё творчество акварел. живописи, немного. Среди них В.А. Баталов, С.Ф. Скрябин, В.Я. Арапов, Е.Е. Бургулова, Н.В. Фёдоров, М.М. Гаврилов, А.Л. Мухин. Техника А. использована в книжной иллюстрации художниками П.В.Сизовым, А.И. Миттовым (поэма К.В. Иванова «Нарспи»), А.Т. Скворцовым, В.И. Агеевым, М.А. Ильиным, М.М. Михаэлис, В.В. Гуриным, В.Г. Бритвиным и др. Произведения художников-акварелистов экспонируются на всеросс., регионал., республикан. выставках. В 1940 состоялась первая выставка чуваш. графики, куда вошли произведения акварел. живописи, в 1963 и 1976 – Республикан. выставки книжной, станковой графики и акварели в Чуваш. художествен. галерее. Кроме того, в разное время состоялись персонал. выставки произведений художников-акварелистов Чувашии.
Автор: А.И. Мордвинова.