ГЕТЕРОФОНИЯ (от греч. heteros – другой, phоnе – голос) – древнейший вид музыкальной фактуры, промежуточный между одноголосием и многоголосием. Согласно современ. взглядам, из древней Г., как из центра, разошлись два генеральных пути эволюции музыкал. фактуры: к чистому одноголосию и к высокоразвитым видам многоголосия. К Г. в широком смысле относят разнообраз. круг явлений: крестьян. песню многих народов (в частности, русскую, народов Волго-Урал. региона), зачаточные проявления церков. многоголосия и нек-рые сложнейшие формы композитор. творчества. В узком смысле к Г. относят лишь народ. многоголосие, возникающее при коллектив. исполнении музыки монодического склада. Г. – основа этнич. звукоидеала разных народов, являясь естествен. результатом архаич. традиции коллектив. музицирования. По преимуществу свойственна жанрам древнейшего пласта чуваш. фольклора, в к-ром проявляются следующие черты Г.: одновремен. звучание вариантов одного напева во всех голосах; иногда расслоение музыкал. ткани на два, реже – три регистра без функционал. различения голосов; синхрон. произнесение текста поющими; стремление к унисон. слияниям, линейная природа фактуры; не устоявшийся в целом характер соотношения импровизируемых голосов и созвучий при наличии зон стабильности – кадансов полустроф, в к-рых нередко возникает регуляр. повторяемость (т.е. моменты координации) созвучий. Даже при преобладании унисонов Г. создаёт новое тембровое качество напевов, объёмность звучания, поскольку в результате совмест. развёртывания мелодических вариантов образуются разнообраз. сочетания (секунды, кварты, квинты, созвучия, собирающие в вертикаль звуки пентатоники – пентаккорды). Особенности гетерофон. фактуры связаны с жанром: в гостевых-застол. песнях (хăна, ĕçкĕ юрри) Г. прозрачная, «кружевная», вариантно соотносимые линии словно обвивают глав. мелодию-инвариант; в хоровод. же напевах (вăйă юрри) фактура более плотная, массивная, песни могут быть неодноголосными практически от начала до конца и очертания напева-инварианта порой лишь приблизительно угадываются в совокупности линий. См. нотный пример.
Чуваш. композиторы в своём творчестве широко применяют гетерофон. принципы организации фактуры. В песнях и обработках 1920–60-х гг. непосредственно воссоздаются характер. черты народ. многоголосия. Возвращение к Г. как источнику приёмов и средства для современ. полифонии происходит в чуваш. профессионал. музыке в 1970-е гг. (кантата «Уяв» и др. произведения А.Г. Васильева). Новое в претворении Г. – осознание фонического качества фактурной вертикали, соединение фольклор. принципа с современ. композитор. техникой (в частности, с сонорикой).
Автор: С.И. Фёдорова.