Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Виды И.и. имеют только им присущие художествен. средства: рисунок, цвет, объём. В каждом отдельном виде какое-л. из этих средств является ведущим (в живописи – цвет, в графике – рисунок, в скульптуре – объём).

Первые мастера И.и. Чувашии профессионал. образование получили в Император. академии художеств (С.-Петербург), а также в её школах и училищах (А.А. Кокель, А.А. Александров, М.А. Адрианов, М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков), Моск. училище живописи, ваяния и зодчества (Н.Ф. Некрасов), Симбир. чуваш. учител. школе (К.В. Иванов, И.С. Максимов-Кошкинский) и др. учеб. заведениях страны. Основоположниками чуваш. профессионал. И.и. являются М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков и Ю.А. Зайцев. В консолидации кадров национал. искусства большое влияние оказали изосекция в Чуваш. област. отделе народ. образования (1920), Чебоксар. (1926) и Чуваш. (1927) филиалы АХРР, Союз художников Чуваш. АССР (1935).

Подготовка мастеров искусства в республике началась с открытия Алатыр. художественно-гравёр. школы (1934), впоследствии преобразованной в Чебоксар. художествен. училище (1940). Их выпускники вместе с воспитанниками созданного в 1960 художественно-графич. факультета Чуваш. государствен. педагогич. университета составляют ядро творческих коллективов Союза художников Чувашии и Союза чуваш. художников. Ведущую и определяющую роль в развитии И.и. сыграли выпускники ряда художествен. учеб. заведений СССР: Ленинград. института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ныне С.-Петербург. академич. институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), Моск. художествен. института им. В.И. Сурикова (ны­не Моск. госу­дарствен. академич. художествен. институт им. В.И. Сурикова), Харьков. художествен. ин­ститута (ныне Харьков. государствен. академия ди­зайна и искусств), Ленин­град. высшего художест­венно-промышлен. училища им. В.И. Мухиной (ныне С.-Петербург. художественно-промышлен. академия), Моск. высшего художественно-промышлен. училища (ныне Моск. художественно-промышлен. академия).

Наиболее развитым видом И.и. Чувашии была и остаётся живопись. Станковая живопись, развивающаяся во всех жанрах – историч., батал., бытовом, портрет., пейзаж., натюрморт. (менее развит анималистич.), представлена произве­дениями Б.М. Белоусова, К.В. Влади­мир­о­ва, В.С. Гурина, А.В. Данилова, И.В. Дмит­риева, Н.А. Енилина, Р.М. Ермолаевой, Ю.А. Зайцева, П.Г. Кипа­рисова, А.А. Ко­ке­ля, В.М. Макарова, В.Я. Медве­дева, А.Ф. Мясникова, Н.В. Овчинникова, А.М. Спиридоновой, П.В. Павлова, А.П. Рыбкина, Н.К. Сверч­кова, В.С. Семёнова, М.С. Спиридонова, А.М. Федосеева, Р.Ф. Фёдорова, М.Ф. Ха­ри­тонова, В.Д. Чуракова и др.

Актив. развитие чуваш. графики началось со 2-й пол. 1930-х гг., когда приступили к творческой работе первые выпуск­ники Алатыр. художественно-гравёр. школы. Новый подъём произошёл в связи с открытием художественно-графич. факультета в Чуваш. педагогич. институте, где преподавали молодые художники-графики, окончившие вузы в Ленинграде и Харькове: В.П. Авраменко, Л.Е. Бураков, С.С. Го­ловатый, А.А. Ефейкина, А.И. Миттов, Р.Ф. Фёдоров и др. Они проявили себя как в станковой, так и книж. графике. В станковой графике Чувашии наиболее полно отражены историко-революцион. тема, тема Вел. Отечеств. войны 1941–45, труда. Развиты портрет. и пейзаж. жанры. Наиболее известны имена Ф.С. Быкова, И.Т. Григорь­ева, П.Г. Григорьева-Савушкина, Г.П. Маринина, Ф.П. Осипова, П.В. Сизова и др. Большой вклад в развитие чуваш. книж. графики внесли В.И. Агеев, В.Я. Арапов, В.Г. Бритвин, М.А. Ильин, В.А. Смирнов (Ростоцкий), Г.Д. Харлампьев, Э.М. Юрьев и др. В искусстве плаката ярко проявился талант В.Е. Емельянова, В.Е. Игнатьева, Ю.Н. Николаева, О.И. Филиппова, в сатирич. графике – В.И. Агеева, Ю.П. Смирнова, Г.Я. Яковлева, Н.Л. Яковлева и др.

Первым профессионал. скульптором Чувашии был Г.С. Спиридонов. Долгие годы этот вид И.и. был представлен творчеством И.Ф. Кудрявцева. Дальнейшее развитие скульптуры, как и графики, связано с ХГФ Чуваш. педагогич. института. Организатором скульптур. мастерской и первым преподавателем скульптуры на факультете был В.И. Бажинов. Большой вклад в подготовку скульпторов внёс Е.М. Бондарь. Яркий след оставил Ю.И. Ксенофонтов. Искусство скульптуры избрали для себя его учени­ки В.А. Зотиков, В.А. Кузьмин, П.С. Пупин и др. В историю чуваш. скульптуры вписаны имена А.К. Брындина, Ф.И. Мадурова, В.П. Нагорнова, Л.Я. Тихонова, В.П. Черепанова и др.

Произведения чуваш. художников всех видов и жанров И.и. экспонировались на международ., всесоюз., всеросс., зонал. (регионал.) выставках и др. смотрах искусства за пределами республики. В Чувашии проводятся тематич. выставки, посвящён. юбилейным датам, отчётные, традиционные весенние и осенние, персонал. выставки произведений и т.д.

Основные произведения И.и. Чувашии представлены в залах и сосредоточены в фондах Чуваш. государствен. художествен. музея, находятся также в крупнейших музейных собраниях страны, в ряде район. художествен. галерей, част. собраниях, в т.ч. за рубежом.

Автор: Ю.В. Викторов.
Иллюстрации
В.С. Гурин. «Чапаевцы пришли (Чапаев среди крестьян)». 1965. Алатырский краеведческий музей.
А.А. Кокель. «Извозчик». Фрагмент. 1919.
А.М. Спиридонова. «Хмель». Фрагмент. 1978.
И.Ф. Кудрявцев. «Чувашка-штукатур». 1952.
В.Я. Арапов. Иллюстрация к книге К.К. Петрова «Волшебное слово». 1990.
В.Е. Емельянов. «Ответственность». 1980.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство