СЮИТА (франц. suite, букв. – ряд, последовательность) – инструментальное циклическое музыкальное произведение из ряда контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. От сонаты и симфонии отличается отсутствием строгой регламентации количества, характера и порядка частей, а также тесной связью с песней и танцем. С. 17–18 вв. состояла из танцев аллемандры, куранты, сарабанды, жиги и др., в 19–20 вв. создавались оркестровые С. нетанцевал. склада (П.И. Чайковский), иногда программ. характера («Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова). С. являются также и концерт. аранжировки отдельных номеров из опер, балетов, кинофильмов, сценич. композиций.
В чуваш. музыке этот жанр пользовался большой популярностью начиная с 1930-х гг., когда С. создавались преимущественно для симфонич. оркестра (Г.Г. Лисков, С.М. Максимов, В.Г. Иванишин, В.М. Кривоносов) и для фортепиано (Г.В. Воробьёв, В.А. Ходяшев). Первым образцом С. для смешан. хора a cappella стала «Чувашская сюита» (1936) рус. композитора В.А. Белого. В 1940-е гг. в жанре С. творили мало. После 1950-х гг. к ней обращались почти все чуваш. композиторы. Наибольшее количество произведений написано для симфонич. оркестра. С. программ. характера, нередко созданные на основе собствен. музыки из опер и балетов, написали М.А. Алексеев, Ф.С. Васильев, Л.А. Новосёлова, А.М. Токарев, Т.И. Фандеев, Г.Я. Хирбю. Многие из них создали также С. для инструментал. ансамблей, сочетая солирующие инструменты с фортепиано – напр., скрипку, гобой, трубу, ксилофон. Деятельность Чуваш. государствен. академич. ансамбля песни и танца обусловила появление целого ряда вокально-хореографических С. (Г.С. Лебедев, А.В. Асламас, А.М. Токарев, А.Г. Васильев, Ю.П. Григорьев). С. для отдельного сольного инструмента представлены в творчестве Ф.М. Лукина (виолончель) и А.П. Галкина (фортепиано), С. для хора – А.Г. Васильева и Л.Л. Быренковой.
Автор: Л.И. Бушуева.