ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – образное и критическое толкование художественного произведения. Встречается в виде образного истолкования: живописного (картины Ю.А. Зайцева и П.В. Сизова на мотивы «Нарспи» К.В. Иванова), сценического (постановка К.И. Ивановым драмы «Нарспи» А.Д. Калгана и Н.С. Айзмана), музыкального [опера Ф.С. Васильева на сюжет «Шывармань» (Водяная мельница) А.Е. Алги], нового литературного [версия Я.Г. Ухсая «Шуйттан чури» (Раб дьявола) на мотивы баллад и одноимённой трагедии К.В. Иванова] и др. При этом оригинал переводится в иную образную систему, приобретает черты, внесённые автором толкования. Критика (критическое истолкование) раскрывает смысл художественного текста аналитически. Такая И. не произвольна, произведение само определяет правила толкования. Игнорирование этого ведёт к нарушению науч. принципов И. Так, социологическая критика искала в «Нарспи» классовое противостояние, критика кон. 20 в. видела в Сетнере праздного романтика и т.д.
Автор: Г.И. Фёдоров.