МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры, ориентированной на широкую, усреднённую читательскую, зрительскую и слушательскую аудиторию, предполагает коммерческий успех и активное распространение через средства массовой коммуникации.
М.к. чуваш. как явление возникла в 20–30-х гг. 20 в., когда проводилась широкая политико-просветительская работа, развивалась художествен. самодеятельность, реализовывался лозунг «Искусство – в массы». Для М.к. чуваш., как и совет., в целом было характерно приоритетное проведение официал. идеологии, коммерческий успех стоял на втором плане. Постепенно она заменяла, до определён. степени, традицион. чуваш. культуру с её системой обрядов, фольклорных жанров и празднеств, провозглашаемых уже пережитком прошлого. На основе весен. аграр. обряда и праздника акатуй стали проводиться олимпиады искусств (1930–40-е гг.), позднее они стали называться «праздниками песни и труда». С 1990 было восстановлено традицион. название акатуй, к-рый проводится на уровне нескольких деревень, района, республиканском, в послед. годы также среди чуваш. диаспоры (Самар., Тюмен., Ульянов. областей, Респ. Татарстан, городов Москва, С.-Петербург и др.).
М.к., обладая такими свойствами, как общедоступность, упрощение проблем в человеч. отношениях, образов, художествен. приёмов, повторяемость, обилие готовых клише, слабое проявление индивидуал. начала, нашла отражение и в чуваш. литературе. По этим же параметрам она противостоит профессионал. искусству, прежде всего авангардизму (в последнем предполагается установка на поиск новых, порой весьма усложнённых средств выражения – музыка А.Г. Васильева, поэзия Г.Н. Айги, живопись нек-рых художников). Наиболее показател. образцами М.к. являются чуваш. эстрада, концерты по заявкам, транслируемые по радио и телевидению, коллектив. концерты «Телеюрă», а также репертуар Чуваш. театра сатиры и юмора. В печатных СМИ молодёжную М.к. представляла газета «Аван-и» (1990–93), в кон. 20 – нач. 21 вв. «Çамрăксен хаçачĕ» издател. дома «Хыпар». Элементы М.к. чуваш. можно встретить в публикациях недостовер. и фактически необоснованных гипотез о происхождении чуваш. этноса и языка.
Особую разновидность М.к. представляют собой так наз. культовые тексты. На протяжении 100 лет таковым является поэма К.В. Иванова «Нарспи» (первая публикация в 1908), к-рая породила вокруг себя целое культур. пространство: интерпретации в литературоведении, музыке, живописи, театре, художествен. аллюзии и цитаты.
В социокультур. ситуации нач. 21 в. М.к. чуваш., ввиду неразвитости чувашеязыч. средств массовой коммуникации, не может конкурировать с общероссийской М.к.
Автор: А.П. Хузангай.