НАРОДНАЯ МУЗЫКА, народное музыкальное творчество, песенное и музыкально-инструментальное творчество народа, музыкальный фольклор – разновидность (тип) музыкального искусства (см. Музыка), восходящая к доисторич. прошлому. Видовыми отличиями Н.м. являются: традиционность, укоренённость в культуре, признаваемая данным этнич. сообществом; консервативность, устойчивость, каноничность форм и выразител. средств, их медленная (по сравнению с др. видами музыки) эволюция, этапы к-рой длятся века и тысячелетия; бесписьменная (устная) форма функционирования и передачи ценностей Н.м. от поколения к поколению; импровизационность каждого исполнения и принципиал. вариантность бытования: каждое произведение Н.м. реализуется через множество равноправ. вариантов, образуя «поля» возможных в данной традиции изменений мелодии, склада, поэтического текста, жанровой приуроченности и т.п.; коллективность и непрофессиональность творческой деятельности, в к-рой выявление индивидуал. начала, личного авторства, оригинальности не является целью (что не исключает исполнительского мастерства талантливых самородков, признаваемых лидерами среди носителей данной традиции); невычлененность музыкал. творчества из синкретических комплексов музыка+ритуал (обряд), музыка+словесность (поэзия), музыка+пластика (танец), музыка+трудовой процесс; нерасчленённость (синкретизм) функций и форм собственно музыкальной деятельности (создание, исполнение, восприятие); обобщённость, значительность образного содержания, обращённого к чувствам и разуму целого народа или его частей, сословий, классов.
В культуре каждого народа на протяжении ряда сменяющих друг друга эпох накапливаются традиции, произведения, музыкал. выразител. средства, формы и жанры Н.м. В совокупности они образуют так наз. традицион. музыкал. фольклор. Основой, «классическим ядром» Н.м., как правило, является музыкал. творчество крестьянства, от к-рого по комплексу выразител. средств отличается творчество др. социал. групп, связанное с иными, более молодыми, часто письмен. традициями (напр., солдатский, рабочий, мещанский, студенческий фольклор и т.д.). Комплекс выразител. средств, форм и жанров Н.м. образует музыкально-поэтич. систему, специфическую для культуры каждого отдельно взятого этноса. В Н.м. любых музыкал. культур новые пласты сосуществуют с ранними, архаическими, возникавшими в иных историч. условиях. Сочетания ранних и более поздних форм интонирования бесконечно разнообразны и проявляются в преобладании тех или иных темброво-артикуляционных (каждый народ культивирует свой «звукоидеал») звуковых системах, ладовых, ритмических, структурно-композицион. свойствах, музыкал. инструментарии. Изучением Н.м. занимается музыкальная фольклористика.
Фольклорное наследие естественно продолжает жить в музыке представителей любой национал. композитор. школы, использующих народ. мелодии как в простейших гармонизациях и обработках, так и свободно претворяющих закономерности фольклорного музыкал. мышления, специфического для той или иной народ. музыкал. традиции (см. Фольклоризм). Н.м. является оплодотворяющей силой как для профессионал., так и для различ. форм самодеятел. искусства.
В системе народ. эстетических представлений чувашей Н.м. – не только развлечение или украшение быта, но одна из глав. духовных ценностей: владеющий искусством игры на музыкал. инструментах почитался как носитель магич. силы; совместное музицирование (пение) представлялось самой высокой формой общения. В гостевых песнях популярны сюжеты: «Юри килтĕм эп юрлама, ÿлĕм тата килĕп-ха калаçма» (Специально пришёл я попеть, в другой раз приду поговорить); «Хушрĕç пире ватăсем юрлама – пирĕн айван ăссене сăнама» (Велели нам старшие песню спеть, чтобы наши незрелые умы испытать). Сообразно с этим Н.м. играет важную роль во всех сферах обществен., семейной и индивидуал. жизни. Свой музыкал. «ряд» имеют многие обряды, праздники, досуг, нек-рые трудовые процессы. Этим обусловлено жанровое и образно-эмоциональное разнообразие чуваш. Н.м.
Основная форма современ. бытования чуваш. Н.м. – вокальная. Юрă (песня), представляя собой единство музыки и поэзии, занимает централ. место. Преобладает коллектив. (ансамблевое, хоровое) пение без сопровождения. Наряду с собственно песней в вокал. Н.м. выделяются плясовые припевки такмак и песни-плачи (см. в ст. Причитания), лирич. баллады пеит. Относительно меньшее место принадлежит инструментал. музыке (см. Наигрыш), хотя в прошлом она широко участвовала в обрядах и праздниках. Кроме обрядовых инструментал. наигрышей, существовали также неприуроченные плясовые (ташă кĕввисем), связанные с ташă – танцами. Бытовали десятки разновидностей музыкальных инструментов народных. Нередко исполнители соединялись в ансамбли или состязались друг с другом в мастерстве (на свадьбах). Вокал. Н.м. чувашей подразделяется на обрядово-приурочен. (календарно-обрядовый и семейно-обрядовый циклы) и неприурочен. лирическую. Календарно-обрядовый цикл составляют песни обрядов и праздников годового круга: весенне-лет. – мункун, сĕрен, уяв-вăйă, çимĕк, утăçи (вăрман) юррисем и осенне-зим. – кĕр сăри, кĕреке, юпа, улах, хĕр сăри, сурхури, нартукан, раштав, кăшарни, çăварни юррисем. В семейно-обрядовый цикл входят: музыка родильных обрядов, колыбельные сăпка юррисем, свадебные туй, хĕрçум, çĕнĕ хăта, тавăрна юррисем, плачи невесты хĕр йĕрри, рекрутские салтак юррисем, похоронные сасă кăларни, поминальные пумилкке юррисем. К неприурочен. видам песен относятся гостевые застольные хăна, ĕçкĕ-çикĕ юррисем, детские ача-пăча юррисем, молодёжные любовно-лирические çамрăксен юрату юррисем, сиротские тăлăх, переселенческие çĕн çĕре каякансен юррисем. Нек-рые виды песен связаны с трудом: помочанские ниме юррисем, сенокосные утăçи юррисем, песни свайщиков, бурлаков, ремесленников и т.п. Традиция эпических песнопений в чуваш. Н.м. не развита, сохранилась только в виде лирических песен-баллад (пейĕт).
По музыкально-стилевым признакам в чуваш. Н.м. выделяются песни обрядовых циклов. В них отстоялись классич. признаки национал. музыкально-поэтич. системы, в т.ч. главнейшие: ангемитонно-пентатон. ладовая система (пентатоника), квантитативная ритмика, музыкально-строфические формы, основанные на 7–8- и 9–11-слоговом стихах, гетерофонический склад многоголосия. Многие виды обрядовых песен имеют устойчивые мелодико-ритмические формулы (различающиеся в музыкал. диалектах). Для неприурочен. лирических песен характерен новый музыкал. стиль, связанный с централизованными мажоро-минорными ладами, терцовым двух-трёхголосием, тактовой ритмикой. Инструментал. наигрыши по музыкал. стилю имеют особенности, к-рые придают им строй и технические возможности инструментов.
Издания записей чуваш. Н.м. предпринимались с кон. 19 в. Отдельными книгами вышли «Мелодии чувашских песен» В.А. Мошкова (1894), «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» (1908, 1912). В совет. время опубликован ряд сборников С.М. Максимова (1924, 1926, 1932, 1934, 1964), записи песен из репертуара народ. певцов Г.Ф. Фёдорова (1934, 1969) и И.Г. Вдовиной (1971, 1985), издания диалектологического характера «Песни низовых чувашей» (1981–82), «Песни средненизовых чувашей» (1993). Сборники чуваш. Н.м. издавались также в Вене (Р. Лах, 1940), Будапеште (Л. Викар и Г. Берецки, 1979). Развивалось науч. изучение чуваш. Н.м., она стала надёж. опорой творчества композиторов уже на начал. этапе становления национал. композиторского искусства.
См. также лит. при статьях: Музыка, Музыковедение, Музыкальная фольклористика.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. M., 1966; Максимов С.М. Чувашские народные песни. М., 1964; Кривоносов В.М. Краткое описание чувашских музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чувашей // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986; Илюхин Ю.А. Музыка, песни, танцы // Чуваши: этнографические исследования. Ч. 2. Ч., 1970; Кондратьев М.Г. О ритме чувашской народной песни. М., 1990.