МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (монумент, монументальный – от лат. monere – напоминать) – род изобразительных искусств, к произведениям к-рого относятся памятники и монументы, как правило, значительных размеров, созданные в память о важном событии или лице, а также скульптурное, живописное, мозаичное и витражное убранство отдельных зданий или целого архитектурного ансамбля, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д. Выступая в синтезе с архитектурой, М.и. конкретизирует идейное содержание зданий, адресно подчёркивает их предназначение, индивидуальность и значимость. Создаётся также в тесной связи с окружающей средой – предметно-пространственной или ландшафтной. Стремится выразить возвышенные и широкие обществен. идеи, обладает особым художественно-образ. строем, масштабностью, эмоционал. приподнятостью.
Первые произведения чуваш. М.и. – древ. памятники народ. культовой скульптуры. В 16–19 вв. его развитие связано с возведением в Чебоксарах, Алатыре, Цивильске, Ядрине, др. городах и селениях Чувашии православно-церков. комплексов. Из среды мест. (алатыр.) художников в кон. 19 – нач. 20 вв. в мировое искусство вошёл скульптор С.Д. Эрьзя. После Октябр. революции 1917 образцы монументал. росписи на обществен. зданиях, панно, плакаты, театрал. декорации были созданы Н.К. Сверчковым и М.С. Спиридоновым. В Харькове (Украина) в этот же период в М.и. проявил себя А.А. Кокель. Первым подлин. произведением М.и. стал памятник С. Разину Г.С. и М.С. Спиридоновых, открытый в Чебоксарах 1 мая 1921. В 1920–30-х гг. монументал. комплексы были сооружены в Чебоксарах (скульпторы Б.В. Лавров, А.Ф. Мясников, Г.Д. Харлампьев) и др. городах республики. В последующие 2 десятилетия произведения М.и. создавались с участием скульптора И.Ф. Кудрявцева. Одним из известных его творений и значител. произведением чуваш. М.и. является памятник – бюст К.В. Иванову в Чебоксарах. На рубеже 1950–60-х гг. удачными примерами синтеза архитектуры и изобразител. искусства стали украшения фронтонов зданий: Чуваш. государствен. филармонии – мозаикой и Чуваш. государствен. академич. драматич. театра – скульптур. фигурами. С открытием художественно-графич. факультета в Чуваш. государствен. педагогич. институте (1960) в республике появились новые возможности для развития М.и.
В технике сграффито выполнена монументал. композиция «Дорогу осилит идущий» на фасаде студенческого общежития ЧГПИ в Чебоксарах по ул. К. Маркса (авторы Н.С. Ведерников, Ф.И. Мадуров, Ю.В. Белосельский, 1967). Декоративно-монументал. панно «Чувашия» в технике чеканки украсило фойе гостиницы «Чувашия» (авторы А.И. Иванов, Ф.И. Мадуров, 1970). Высокую образность и национал. своеобразие продемонстрировали Н.П. Николаев, А.А. Ефейкина и Б.М. Макаров в панно «Почта, 1971» для зала Главпочтамта столицы, использовав в качестве изобразител. материала различ. по длине и цвету кусочки проволоки в сочетании с чеканкой на меди. Новый этап в развитии М.и. республики, как и во всей стране, начался с 1970-х гг., для к-рого характерны решение более сложных задач по художественно-эстетич. преобразованию окружающей среды, обогащение национал. школы изобразител. искусства, тесные творческие контакты зодчих с художниками-монументалистами. Позитив. роль в развитии монументал. форм искусства сыграл теоретич. семинар «Синтез искусств в архитектуре и использование национальных мотивов в архитектурном творчестве и художественно-декоративном искусстве», проведённый в Чебоксарах (14 июня 1979). В этот период чуваш. ваятелями был создан ряд выразител. произведений монументал. и монументально-декоратив. скульптуры. Наиболее известны творения А.К. Брындина [памятник М. Сеспелю на родине поэта (1969), памятный знак космонавту А.Г. Николаеву (1987), памятник М.С. Спиридонову в Чебоксарах (1988), памятник И.С. Семёнову в Новочебоксарске (1985) и др.], Ю.И. Ксенофонтова (надгробный памятник П.П. Хузангаю в Чебоксарах, 1978), А.П. Майраслова (памятник М. Сеспелю в Чебоксарах, 1988), В.П. Нагорнова («Муза» на фасаде ЧГХМ, 1985). Из памятников, связанных с темой Вел. Отечеств. войны 1941–45, особенно выразительны произведения, созданные А.К. Брындиным и А.И. Ивановым (с. Янгорчино Вурнар. р-на, 1969–74), Е.М. Бондарем (д. Изедеркино Моргауш. р-на, 1981–84). Оригинальные монументально-декоратив. композиции в традициях народ. деревян. скульптуры создал Ф.И. Мадуров [«Время и жизнь» на площадке отдыха автотрассы близ Шемурши (1974–82), «Хоровод» для дома отдыха «Ильинский» (1985), «Дорога на Москву» (1989) в Чебоксарах]. Новизной трактовки отличается и монументально-декоратив. композиция «400 лет городу Цивильску» (1989) А.С. Розова. Целый комплекс высокообразных работ, относящихся к М.и., выполнен в ансамбле Музея В.И. Чапаева в Чебоксарах (архитектор А.К. Кузьмин, художники А.К. Брындин, В.П. Черепанов, А.И. Иванов, П.Г. Егоров, 1972–74). Архитекторами А.К. Куладжи и Е.Г. Меньщиковым совместно с художником-монументалистом Н.С. Ведерниковым создан ансамбль централ. части пр. Тракторостроителей в Чебоксарах (1981). В монументал. живописи (настен. роспись, мозаика, витраж) талантливо проявили себя также Р.Ф. Фёдоров, В.П. Петров (Праски Витти), Ю.Н. Николаев, В.Ф. Гришаев, В.Г. Долгов, И.И. Григорьев, В.М. Иванов, В.С. Карандаев и др., произведения к-рых украсили корпуса промышлен. предприятий, учеб. заведений, домов и дворцов культуры, клубов, спортив. сооружений, вокзалов, больниц, почтовых отделений, торговых комплексов, др. зданий обществен. и административ. назначения и т.д. в Чебоксарах, Новочебоксарске и др. городах и район. центрах республики.
Новые тенденции в развитии М.и. появились на рубеже 20–21 вв. Наряду с произведениями монументал. скульптуры и монументал. живописи создаются объём. монументально-декоратив. композиции с использованием элементов национал. орнамента. Подоб. рода произведения установлены в центре Новочебоксарска («Модель мира» – автор П.С. Пупин, 2003) и при въезде в Чебоксары со стороны Москвы («Древо мира» – автор А.С. Герасимов, 2006). Значительными являются в области монументал. скульптуры работы В.П. Нагорнова: памятники К.В. Иванову (1995), П.П. Хузангаю в Чебоксарах, И.Я. Яковлеву в Ульяновске (2007); в Респ. Татарстан в соавторстве с А.А. Трофимовым и Н.Ф. Угасловым – памятники И.Я. Яковлеву в с. Кошки-Новотимбаево (2008), Н.И. Полоруссову-Шелеби в пос. Аксубаево (2007), дважды Герою Социалистич. Труда, генерал-полковнику-инженеру П.В. Дементьеву в с. Дрожжаное (2007). Значимым явлением М.и. стало создание «Монумента Матери» (2003). Известны произведения ваятелей Л.Я. Тихонова – памятник Н.Я. Бичурину в Чебоксарах, в соавт. с А.А. Трофимовым (2004), В.А. Зотикова – памятник И.Я. Яковлеву в Чебоксарах, в соавт. с О.И. Ксенофонтовым (2008), парковая монументал.-декоратив. композиция «Единение культур и народов» (2008, с участием В.А. Кузьмина, М.П. Краснова и др.) в Чебоксарах, «Памятник Материнству» в Новочебоксарске (2007). С сооружением «Дороги к храму» масштаб. преобразования произошли в исторической части столицы Чувашии: восстановлены, реставрированы и реконструированы памятники зодчества прошлых столетий, сформировался ансамбль Красной площади, залив украсился фонтанами – новым явлением в чуваш. М.и. В обрамлении холмистого ландшафта и архитектурно организованного пространства, включающего произведения монументал. скульптуры и архитектуры малых форм, фонтаны украсили акваторию залива, оживили и преобразили облик столичного города. Большие возможности для развития монументал. форм искусства представили Президентский бульвар и бульвар Купцов Ефремовых («Арбат») в Чебоксарах. Открытие архитектурно-паркового комплекса «Добрый ангел мира» и сквера «Студенческий» в Чебоксарах также свидетельствует о новых тенденциях в развитии разных форм М.и. С сер. 1990-х гг. на территории санатория «Чувашия» систематически проводят-ся симпозиумы по деревян. скульптуре (участники – Сандр Пикл (А.И. Алексеев), Н.М. Балтаев, Ф.И. Мадуров, Праски Витти (В.П. Петров), Ю.П. Матросов, В.А. Кузьмин, П.И. Кошелев, П.С. Пупин и др.). В результате появился этнографич. скульптур. парк в Заволжье, монументал.-декоратив. скульптура обогатилась национал. тематикой. Позитив. изменения в развитии современ. М.и. присходят в городах Новочебоксарск, Ядрин, Мариинский Посад, Алатырь, Канаш, Цивильск, Козловка, в посёлках Ибреси, Вурнары, Урмары, Кугеси, в сел. район. центрах.
Автор: Ю.В. Викторов.
Лит.: Трофимов А.А. Искусство. Избранные труды. Ч., 2005.