МУЗЫКА (греч. musikē, букв. искусство муз) – вид искусства, обращённый к слуховому восприятию, эстетич. разновидность звуковой деятельности человека; в понятие М. включается также использование иных (внеэстетич.) функций звука: сигнальной, ритуально-магич., производственно-трудовой, иногда и вербально-коммуникатив. (напр., «омузыкаленное», с целью усиления воздействия, произнесение текстов) и т.п. Специфич. особенностями М., отличающими её от др. видов искусства, являются: интонационная природа, т.е. опора на интонационность человеч. речи (преимущественно на её эмоционал. сторону), беспредметность художествен. образов (отсюда естествен. преобладание в М. лирического содержания по сравнению с повествовательными или изобразительными, хотя последние не исключены), временное их развёртывание (позволяющее М. ярко воплощать драматич. род содержания; понятие «музыкальная драматургия» является одним из операциональных аналитических инструментов музыкознания). «Материалом» М. являются производимые голосом или инструментом музыкальные звуки, отличающиеся от звуков природы или речи дискретностью ряда характеристик, таких, как высота, длительность, громкость, темп, тембр и т.д. Из такого «материала» образуются выразител. средства М. начиная от их последования во времени (по «горизонтали», см. Мелодия) и единовремен. сочетаний по «вертикали» – в простейших музыкал. интервалах, до многосоставных аккордов и сложных созвучий, к-рые, в свою очередь, распределяются во времени по законам мелодики, гармонии, полифонии, складов музыкальных, регистровых и тембровых сочетаний (см. Оркестровка), композицион. форм. Практика музыкал. творчества 20 в. расширила круг традицион. выразител. средств М. за счёт использования политональности, атональности, полистилистики, а также приёмов, связанных с импровизационностью в структурировании вертикали и в форме (см. Сонорика, Алеаторика, Авангардизм), за счёт технич. средств обработки музыкал. звуков и создания новых звучаний. По привлекаемым исполнительским средствам различают М. вокальную, инструментальную, сольную, ансамблевую, оркестровую, хоровую (см. Ансамбль, Вокальное искусство, Камерная музыка, Хоровое искусство, Музыкальные инструменты народные).
Функционирование ценностей М. обеспечивают 3 вида деятельности: сочинение, исполнение, слушание (т.е. наличие соответствующих условий для восприятия М.: концертов, спектаклей, оборудованных помещений и т.д.). Существен. роль играют также распространение и пропаганда сведений о ценностях М., осуществляемые музыкал. критикой на основе их изучения музыковедением, а также музыкал. образование. Совокупность видов музыкал. деятельности образует музыкальную культуру общества.
Выработанные в разных культурах и цивилизациях на протяжении многовековой истории выразител. средства М. направлены на воплощение эмоционал., волевых, интеллектуал. процессов, состояний, устремлений, импульсов, моделирующих процессы внутрен. эмоционал. и интеллектуал. жизни человека. Содержание произведений М. опосредуется интонационной, жанровой и стилевой системами (см. Жанр), присущими той или иной культуре или цивилизации, связывающими реалии душевной жизни с типами и формами их интонационно-музыкал. воплощения.
Бытовавшее в классико-романтич. эпоху представление о едином линейно-эволюцион. пути развития М. во всех культурах и цивилизациях в 20 в. стало осознаваться как проявление европоцентризма и в его последние десятилетия сменилось концепцией множественности форм и видов музыкал. творчества, развившихся в разных цивилизациях и культурах независимо друг от друга и способных функционировать самостоятельно даже в условиях всеобщей тенденции к глобализации. Схематически многообразие можно свести к 4 основным типам:
а) фольклорная, или народная М. – наиболее архаичная по происхождению. Виды деятельности в ней (создание, исполнение и слушание) сохраняют синкретическую нерасчленённость. По способу бытования и передачи это устное, непрофессионализирован. искусство, не нуждающееся в теоретич. саморефлексии, по формам – весьма консервативное (каноничное) (см. также Народная музыка);
б) устная профессиональная М. (искусство канонической импровизации) – искусство профессионал. поэтов и музыкантов, возникающее на высоких стадиях развития общества, устное, теоретически опосредованное, каноничное по формам;
в) композиторская (опус-М., art-М., в обиходе называемая «серьёзной», «академической» или «классической») – искусство, получившее особое развитие в Новое время на письмен. основе, профессионал., теоретически опосредуемое, ориентированное на авторскую индивидуальность;
г) развлекательная (исторически – «менестрельная»), в отечеств. культуре совет. периода именовавшаяся «лёгкой М.» (см. также Эстрадная музыка), ориентированная на массовое потребление – искусство город. музыкантов-«развлекателей», объединённых в своего рода профессиональные корпорации (на этой основе процветает так наз. шоу-бизнес). Данный тип – устный и внетеоретичный, однако имеющий тенденцию к использованию фиксируемых форм, прежде всего в виде звукозаписи и теоретической аргументации (с целью пропаганды).
Перечислен. виды (типы) М. в тех или иных формах встречаются практически во всех культурах мира, но представлены неравномерно. Так, искусство канонической импровизации сохранило свою актуальность в традицион. музыкал. искусстве многих народов Азии [мугамы (макомы и аналогичные) в арабских, нек-рых центральноазиатских культурах, рага в индийской и т.п.]. В Европе эпоха его расцвета – в григориан. и византийском пении, в т.ч. песнопениях православ. церкви, минула несколько столетий тому назад. Напротив, композиторское искусство в М. западноевроп. народов и государств Нового времени занимает централ. позиции. Зато в западноевроп. культурах утратила свою аутентичность архаичная крестьян. народ. музыка, сохраняясь во вторич. формах (см. Фольклоризм). В культурах же с относительно молодым профессионально-письмен. композиторским искусством, к каковым принадлежат многие восточноевроп. (в извест. степени и русская), опус-М. развивается в русле западноевроп. форм и жанров (среди к-рых наиболее показательны оперно-симфонические). Нередко она существует благодаря целенаправлен. заботе общества, стремящегося овладеть высокими формами современ. культуры европ. типа и примкнуть к «клубу» цивилизованных по-европейски культур. С нач. 20 в. в этом же направлении развиваются и национал. музыкал. культуры ряда народов России, в частности, чувашского.
Понятие о чувашской М. как некой целостности, определившемся явлении в ряду многообраз. музыкал. культур мира появляется в литературе этнографич. содержания в 18 в. В многочислен. заметках о музыкал. быте чувашей можно было прочитать: «...Пляшут [они] ... в небольшом кругу, почти не отделяя одной ноги от другой. При сем обыкновенно играют на волынке, либо на гудке (кобес), или на гуслях о 16 и 18 струнах», «...Явился музыкант с пузырём, другой с гуслями, стали беспрестанно подавать пиво, и пошла пляска, которая отлична от русской...» (П.С. Паллас, 1786; А.А. Фукс, 1840). Концом 18 – нач. 19 вв. датируется и полотно неизвест. художника «Чувашский праздник», представляющее почти буквальную иллюстрацию литератур. описаний: изображена часть круга танцующих – среди них легко различить селян и посадских, мужчин, женщин и детей, все в празднич. костюмах; они танцуют под оркестр, включающий в себя разнообраз. музыкал. инструменты.
В чуваш. культуре 20 – нач. 21 вв. можно увидеть следующее соотношение назван. видов (типов) М.:
а) народная, т.е. устное фольклорное крестьян. песенное и инструментал. творчество, представляет фундаментально важную часть национал. музыкал. культуры. Именно в ней определились основные национал. черты содержания и формы чуваш. М., в т.ч. преобладающий тип художествен. обобщения – лирический, с выявлением в нём обрядового, наиболее древнего (приуроченность к обрядам отличает большинство произведений традицион. музыкал. фольклора), игрового, философско-психологич. начал; в значительно меньшей степени чуваш. народ. М. присуща эпич. повествовательность. Выработались самобыт. системы жанров и интонационно-выразител. средств. Наиболее характерны пентатоника, квантитативная ритмика (в традицион. песен. жанрах), чёткие строфические композицион. формы. В быту, обрядах и праздниках вокальное музицирование сочетается с инструментальными, с танцами. Музыкально-поэтич. формы у разных этнографич. групп имеют свои особенности (см. Диалекты музыкальные). Народ. М. – высокоразвитый с древних времён, в 19–20 вв. постепенно угасающий, но ещё вполне жизнеспособный (это доказывает подъём фольклорного движения с 1980-х гг., см. Фольклорное исполнительство; Фольклорные праздники) вид чуваш. М.;
б) искусство устного профессионализма (канонической импровизации) в документированное историч. время в чуваш. М. не сохранилось. Существен. черты высоких музыкально-поэтич. цивилизаций, угадываемые в нек-рых реликтовых моментах фольклорной традиции, вошедшие в «генетический код» чуваш. М., народ сберёг в структуре национал. музыкально-поэтич. системы. Уже на грани 1 и 2 тыс. н.э. она отличалась весьма высокой степенью рационализации. Так, квантитативная ритмическая система считается атрибутом многих древних культур, развивавших профессиональное устное творчество, существование же её в фольклоре предполагает влияние профессионального и личного творчества (бардов, ашугов, трубадуров и т.д.). Как и в случае с ритмической системой, развивавшейся в творчестве профессионалов, музыкально-поэтическая афористика известна в мире более всего по индивидуал. творчеству профессиональных поэтов-певцов. Косвенно об уровне развития можно судить и по высокоорганизованным формам ангемитонно-пентатон. ладовой системы, принесённой в Поволжье тогда же булгароязычными предками чувашей. Нек-рые сведения об инструментарии также позволяют предполагать интенсивные взаимодействия с культурами устно-профессионального типа;
в) профессиональное искусство письменного типа – отрасль М., культивируемая в Чувашии ок. 100 лет. Самыми ранними образцами чуваш. композиторского искусства являются обработки для голоса с оркестром Н.С. Кленовского (1893) и для смешан. хора а капелла И.М. Дмитриева (1908), П.М. Миронова (1911). Вслед за ними появились десятки гармонизаций народ. песен для хора без сопровождения. С 1917–18 сочинение М. стало профессией С.М. Максимова, Ф.П. Павлова, с 1924 – В.П. Воробьёва. В нач. 1930-х гг. композитор. творчеством профессионально начинали заниматься В.М. Кривоносов, И.В. Люблин, С.И. Габер, Г.Г. Лисков и их ученики – Г.В. Воробьёв, Г.Я. Хирбю, Ф.М. Лукин, А.Г. Орлов-Шузьм, Г.С. Лебедев. Основные жанры их творчества – песенно-хоровые, пьесы и сюиты для симфонич. и духового оркестров, музыкал. комедия [«Хаваслăх» (Радость) В.М. Кривоносова, 1935]. Ленинградец В.Г. Иванишин создал четырёхчаст. «Чувашскую симфонию» (1936) и оперу «Нарспи» (1941, не завершена). Значител. симфонич. произведение периода – Симфония до-минор Г.В. Воробьёва (1939). С 1940 ведёт свою историю Союз композиторов Чувашии. Становление следующего поколения композиторов было задержано войной. Его представляют А.В. Асламас, Ф.С. Васильев, А.М. Токарев, Т.И. Фандеев, В.А. Ходяшев. Они, а также более молодые М.А. Алексеев, А.А. Петров в 1950–60-е гг. значительно расширили жанровый и стилевой диапазон чуваш. М. В 1970–90-е гг. вели актив. творческую деятельность композиторы сред. поколения А.Г. Васильев, А.М. Михайлов, Л.А. Новосёлова. С кон. 1980-х гг. Союз композиторов Чуваш. Респ. продолжает пополняться выпускниками консерваторий – композиторами и музыковедами. Профессиональное музыкальное исполнительство в Чувашии родилось на почве любител. хоров и оркестров, музицирования 19 – нач. 20 вв. в уезд. центрах и сёлах, учеб. заведениях (наиболее яркий пример – Музыка в Симбирской чувашской учительской школе). В 1924 начинает деятельность Чуваш. государствен. хор (см. Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца), в 1932 – Чувашский государственный симфонический оркестр, объединившиеся в 1936 в Чувашскую государственную филармонию. В нач. 21 в. продолжают творческую работу созданные в совет. время музыкально-исполнител. коллективы. За пределами Чуваш. Респ. получили широкую известность её уроженцы – музыканты-исполнители А.А. Александров, В.А. Галкин, М.М. Измайлов (см. Измайловы), А.С. Любимов, М.Д. Михайлов и ряд др. Успешно участвуют в конкурсах различ. уровней, завоёвывают почёт. награды и звания представители новых поколений (см. Конкурсы музыкальные).
Деятельность профессиональных композиторов и исполнителей находит отражение в творчестве музыковедов (см. Музыковедение, Критика музыкальная, Музыкальная фольклористика). Важное значение в культур. жизни Чувашии имеет также музыкал. самодеятельность;
г) развлекательная (лёгкая) М. в Чувашии 20 в. представлена глав. образом в творчестве самодеятел. авторов и исполнителей эстрад. оркестров и вокально-инструментал. ансамблей клубов и дворцов культуры крупных предприятий. С 1990-х гг. широкое распространение получило национал. направление в сочинении и исполнении популяр. М.
Первые музыкал. учеб. заведения Чувашии – Дет. музыкал. школа (1920, с 1965 им. С.М. Максимова) и Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова (1929). Кадры музыкантов высшей квалификации до 1990-х гг. готовились в консерваториях страны. Во 2-й пол. 20 в. в республике создана сеть музыкал. учеб. заведений всех ступеней, в т.ч. детские музыкальные школы, детские школы искусств, училище, факультет искусств Чуваш. государствен. университета (с 1995), Чувашский государственный институт культуры и искусств (с 2000). Учителей музыки готовит музыкально-педагогич. факультет Чуваш. государствен. педагогич. университета (с 1964).
См. также лит. при ст.: Музыковедение, Музыкальная фольклористика, Народная музыка, Критика музыкальная.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Михайлов С. М. О музыке чуваш // Казанские губернские ведомости. 1852. №31; Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. I. Мелодии чувашских песен // Известия ОАИЭ при Казанском ун-те. 1893. Т. XI. Вып. 1–4; Павлов Ф. П. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество: Музыкально-этнографические очерки. Ч., 1926; Максимов С. М. Чувашская музыка // Первый Всечуваш. краевед. съезд (15–21 июля 1928 года в г. Чебоксарах ЧАССР). Ч., 1929; Люблин И. В. Олимпиада искусств в Чувашии. Ч., 1934; Илюхин Ю. А. Музыкальная культура Чувашии. Чувашская народная музыка. Ч., 1961; Он же. Композиторы Советской Чувашии. [Изд. 2-е.] Ч., 1982; Кондратьев М. Г. Чувашская музыка: От мифологических времён до становления современного профессионализма. М., 2007.