ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ТЕКСТЫ – совокупность акциональных (действенных или кинетических), реальных (предметных) и вербальных (словесных) текстов обрядов, связанных с особыми случаями в жизни отдельного человека, семьи или общества. В типологич. и историко-генетич. аспектах они отражают первич. этап организации ритуал. действия, предмета и слова. Многие элементы О.о.т. обнаруживаются в календарных обрядовых текстах и в переходных обрядовых текстах.
В составе О.о.т. индивидуал., семейные и обществен. обрядовые комплексы. В обрядовых текстах по особому случаю жизни отдельного человека значител. место занимает ритмизованное слово. Напр., во время парения в бане произносились специал. банные частушки (мунча такмакĕсем), перед купанием в реке – заклички с обращением к солнцу. Подобные тексты-речитативы (при гадании о погоде, при падении первых капель долгождан. дождя и т.п.) имели стихотвор. форму (ритм, аллитерации, словес. и синтаксич. повторы).
При помощи заговоров (вĕрÿ-суру чĕлхи, сакральные слова сопровождались акциональным текстом) человек общался с духами с целью исцеления от различ. недугов: при лечении ран, изгнании злых духов, завораживании и т.п. Этим занимались вĕрÿçĕ или имçĕ (целители), юмçă (гадатели). Во время обряда произношение текста заговора сопровождалось определён. действиями (дули через ножницы в лицо больному, плевали на объект исцеления) – этот акциональный текст, по всей вероятности, символизировал сотворение мира (дуть – значит воспроизвести огонь, а плевать – воду). Подобными действиями знахарь имитировал акт творения мира, т.е. приводил первоздан. хаос в порядок. Больной человек, в понимании древних людей, свидетельствовал о возникновении в мироздании беспорядка.
Считалось, что с помощью проклятий, заклинаний (ылхан сăмахĕсем) люди общались с духами с целью нарушения порядка в микромире: нагоняли на объект недуги, бедствия и т.п. Как заговаривание, так и заклинание основаны на вере в магию слова и действия.
При таких обрядах, как никĕс пăтти (по случаю закладки основания дома), ĕне ырри (моленье о благополучии отелившейся коровы), киремет кĕлли (моленье киреметям в случае «напущения ими болезней»), мăн кĕлĕ (моленье с олицетворением того места, где происходило заклание жертвен. животных), вопкăн чÿклени
(моленье об избавлении от повальной болезни или падежа скота) и ряда др., произносились также молитвословия (кĕлĕ сăмахĕсем), относящиеся к разряду вызванных особыми обстоятельствами. Эти обряды могли проводиться как в индивидуал. порядке, так и со всей семьёй или сел. обществом. Напр., в ритуале хĕр сухи, хĕр аки (обряд, нацелен. на очищение от заразных болезней путём опахивания, букв. пашня девушек) участвовали все девушки общины. При этом ими произносились слова: «Огораживаем железный забор, ставим золотой столб, пусть не войдут злые духи». Данный акт символизировал мировое древо и означал, что нарушенный миропорядок должен быть восстановлен.
К частным обрядам относятся также обряд откладывания денег на паломничество (укçа улăхтарса хуни), молитвы перед сном, едой и др.
Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Ашмарин Н.И. Чувашская народная словесность. Ч., 2003; Родионов В.Г. Этнос. Культура. Слово. Ч., 2006.