ОФОРТ (франц. eau-forte – букв. азотная кислота, крепкая водка) – вид гравюры. Объединяет большой комплекс различ. техник – способов обработки печат. формы; в творческой практике художников-графиков наиболее распространены 3 разновидности: травленый штрих, сухая игла, акватинта. В технике травленого штриха последовательно проводятся: предварител. обработка печат. формы – цинковой доски; грунтовка доски кислотоупор. лаком; рисование иглой по загрунтован. доске; травление прорисован. изображения азот. кислотой; печатание оттиска. Техника сухой иглы не связана с травлением штриха в кислоте. Штрих получается в результате процарапывания поверхности цинка иглой. Акватинта обогащает О. декоративно-пластич. качествами; в отличие от травленого штриха и сухой иглы, где основным изобразител. средством является штрих, она даёт др. изобразител. средство – однород. тонирование больших поверхностей в зависимости от замысла художника от светлого тона до чёрного.
Техника О. известна с рубежа 15–16 вв. В чуваш. изобразител. искусстве О. активно начал развиваться со 2-й пол. 20 в. Много и плодотворно в разных техниках О. работала А.А. Ефейкина. Ею созданы тематич. серии «Скифы» (1963), «Женщины Чувашии» (1966), триптихи «Чувашский хмель» (1969), «Память» (1980), серия натюрмортов (1970–83), серия «Моя Чувашия» (1985) и др.
Свою лепту в развитие О. внесла Т.Л. Зверева, работающая в пейзажном жанре: «Старые Чебоксары» (1972–77), «Мои Чебоксары» (1978–81), «Чебоксары» (1982–85). Первой из художников Чувашии она начала создавать офорт. листы в цвете. Известны её работы «Коммунальная слобода», «Во дворе Геты», «Улица Односторонка» и др. Высокий профессионализм в О. продемонстрировал С.С. Головатый, создав серию «Будни колхозные» (1974). Отдел. оригинал. произведениями О. представлен также в творчестве А.И. Иванова, Ф.П. Осипова, В.П. Петрова (Праски Витти), Р.Ф. Фёдорова и др. В современ. искусстве Чувашии к О. обращаются В.Г. Бритвин, Е.Н. Кузьминова, А.Л. Мухин, И.А. Улангин, А.Н. Фёдоров и др.
Автор: Ю.В. Викторов.