«ПИÇНĔ-ПИÇМЕН ÇЫРЛАШĂН» (За неспелой ягодкой) – произведение И.М. Дмитриева, первое в истории чуваш. музыки хоровое сочинение, написанное в 1908 в жанре гармонизации народ. песни для хора a cappellа и исполненное предположительно осенью 1911 хором Симбир. чуваш. учител. школы под управлением Ф.П. Павлова. В основу положена мелодия одноимён. чуваш. народ. хоровод. песни, открывавшая книгу «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». В народ. напеве автора привлекло гармоничное сочетание пентатонной ладовой основы, ровного ритмического рисунка без смен тактового размера, сквозное мелодическое развитие, в к-ром ни одна из четырёх фраз мелодии точно не повторяется. Эти характер. для чуваш. фольклор. песни черты дополнены глубоким по смыслу поэтическим текстом, воплощающим народ. представления о красоте юности. Поэтическому настрою текста способствует музыкал. образ, передающий завораживающе-плав. поступь медленно вращающегося хоровода. Опираясь на фактурно-гармонические приёмы, восходящие к рус. церковно-певческой практике 19 в., автор в своём сочинении усиливает свойствен. народ. песне возвышенность и статичность. В хоровой партитуре голоса малоподвижны, используются простые аккорды терцового строения, господствуют субдоминантовые соотношения (гармония доминанты избегается). Гармонические обороты основаны на сочетании функционально определённых кварто-квинтовых ходов баса с поступенными ходами-опеваниями. Творческая находка И.М. Дмитриева – включение в диатонический в целом строй хроматической интонации альта, приносящей особую выразительность и неповторимость всему произведению. С.М. Максимов переиздал эту партитуру в своих сборниках 1918 и 1926, считая «П.-п.ç.» наиболее совершен. и высокохудожествен. образцом раскрытия фольклор. образа в дореволюцион. чуваш. музыке.
Автор: Л.И. Бушуева.
Лит.: Кондратьев М.Г. У истоков чувашской композиторской песни // Вопросы истории чувашского искусства. Ч., 1987.