Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ТОНАЛЬНОСТЬ – 1) высотное положение лада, т.е. лад на определённой высоте (напр., ми минор, где ми – опорный тон, тоника, минор – лад); 2) централизован. звуковысот. система (так наз. гармоническая Т.), опирающаяся на соотношение аккордовых вертикалей и организованная вокруг глав. аккорда (тоники), в разной степени «притягивающего» к себе все другие (в отличие от гармонической модальности – нецентрализован. в принципе ладовой системы с опорой на строго выдерживаемый звукоряд и с переменностью устоев). Сущность Т. адекватно раскрывается в специфических категориях тонал. функций (тоническая, субдоминантовая, доми­нантовая). Европ. музыка 17–19 вв. основана на тонал. системе, развившейся в условиях гармонического многоголосия.

     Т. как категория многоголосного мышления не свойственна одноголосной в своей основе чуваш. народ. музыке. Для создания национал. многоголосия чуваш. композиторы обратились к опыту мировой, рус. музыки и, соответственно, к тонал. системе. Сплав одноголосной мелодики и классич. Т. порождает гармонию, в к-рой функционал. отношения ослаблены, усилена тембровая, колористическая сторона.

Автор: С.И. Фёдорова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство