ПРОТОТИП (греч. prоtotypon – прообраз) – реально существовавшая личность, послужившая автору первоисточником при создании художественного образа. Как правило, П. как неизбеж. следствие художествен. освоения действительности, жизнен. материала творчески преображается. К П. часто обращаются в автобиографич. произведениях [рассказ «Истома» М.К. Сеспеля, повесть «Ача чухнехи» (Детство) М.Д. Трубиной], автопсихологич. лирике (стихи В.Е. Рзая, П.П. Хузангая, В.Е. Митты), эпопеях [трилогия П.Н. Осипова «Элкей таврашĕ» (Эльгеевы)].
Один и тот же герой (персонаж) может совмещать отдельные черты различ. П. Но часто писатель опирается на одно реальное лицо. Таким является образ из рассказа С.В. Эльгера «Унтри». Прототипические образы изобилуют в его романе «Шурăмпуç килсен» (На заре), драматич. поэме «Вунсаккăрмĕш çул» (Восемнадцатый год), романе-хронике «Вутпа çулăм витĕр» (Сквозь огонь и бурю), поэме «Вăл вилĕмсĕр» (Он бессмертен), повести «Хурапа шурă» (Чёрное и белое); писатель находил литератур. материал глав. обр. в своей богатой историч. событиями биографии. Изучение связи героя с реальным лицом позволяет литературоведу понять движение творч. мысли писателя от замысла к воплощению, уровень его художествен. воображения и творч. переработки первичного материала.
Автор: В.Г. Родионов.