ПУНКТИРНЫЙ РИТМ, пунктированный ритм (от лат. punctum – точка) – в музыке ритмический рисунок, образуемый чередованием удлинённой сильной и укороченной слабой доли. Обозначается поставленной справа от ноты точкой, увеличивающей её протяжённость наполовину, а иногда паузой, заменяемой равной ей по длительности. Противополож. сочетание длительностей, образующее обращённый П.р., называемый также «венгерским ритмом», возможно, является рудиментом квантитативных архаичных соотношений. П.р. бывает с двумя, тремя и четырьмя точками, соответственно увеличивающими длительность ноты. В чуваш. фольклоре П.р. встречается сравнительно редко. В творчестве чуваш. композиторов впервые П.р. использовал Г.Я. Хирбю в 1931 в песне «Ударниксен маршĕ» (Марш ударников). Наиболее яркие примеры П.р. в чуваш. музыке разных жанров – глав. тема 1-й части Симфонии Г.В. Воробьёва, песня «Тăван çĕршывăм» Ф.М. Лукина, Прелюдия №11 для фортепиано А.Г. Васильева.
Автор: Л.И. Бушуева.