СЕМЬЯ – ячейка воспроизводства населения, порождённая социальным и культурным развитием человечества, стадиальное явление. Традиционная С. у чувашей имела несколько типов.
Наследием патронимической организации ведения хозяйства являлись многопоколен. С.: отцовские, включавшие родительскую пару, женатых сыновей, внуков. Главой выступал отец, к-рый распоряжался хозяйствен. деятельностью, бюджетом С., представлял её на сел. сходе, нёс ответственность за фискал. и иные повинности, поведение членов С. в обществе. После его смерти С. нередко превращалась в неразделён. братскую во главе со стар. братом (см. Майорат). На усадьбе располагалось несколько изб одной большой С. Земел. надел, рабочий скот, инвентарь, земледельческая продукция воспринимались как общая собственность. Большая С. в экономич. плане была крепче и зажиточнее малой, состоявшей из родителей и детей. Тем не менее выделы из отцовских С., разделы братских были обычными. По данным кон. 18 – 1-й пол. 19 вв., преобладали малые С. Около трети составляли С., включавшие несколько брачных пар, т.к. выдел женатого сына требовал существен. материал. затрат на строительство дома и обзаведение хозяйством. Тенденция увеличения простых (нуклеарных) и уменьшение сложных С. была необратимой. Во 2-й пол. 19 в. доля неразделён. С. сократилась, к нач. 20 в. имелись единич. братские С.
В течение 19–20 вв. демография С. и брака у чувашей существенно изменилась. В нач. 19 в. около половины чуваш. С. состояло из 5–6 чел., по 10% приходилось на С. с меньшим и большим (10 и более) числом членов. К 1850-м гг. сред. людность С. увеличилась до 5,9–6,4 чел. По данным переписи 1897, преобладали С. из 6–10 чел. Первая мировая и Граждан. войны, голод 1921 явились причинами нарушения структуры С. и снижения её людности (4,3 чел. в 1926).
В 20 в. в результате репрессий 1930–50-х гг., гибели значител. части муж. населения на фронтах Вел. Отечеств. войны 1941–45, миграции молодёжи из се-ла, снижения рождаемости с 1960-х гг., её резкого спада в 1990-е гг. структура и людность С. претерпели эволюцию. В 1970 доля малых одно-, двухпоколен. С. в республике составляла 76,3%, в 1979 – 75,2%, в 1989 – 57,6 % в городе и 54,9% на селе, трёхпоколен. – соответственно 7 и 14%, брачная пара родителей – ок. 10%. Высока доля одиноких пожилых людей: в 1989 – 12,0%, в 2002 – 21,6% (город – 12,4% и село – 24,9%). В 1970 сред. состав С. в республике был равен 4,1 чел., в 1979 – 3,7 (город – 3,4; село – 4,0), в 1989 – 3,5 (город – 3,3; село – 3,8), в 2002 – 2,8 (город – 2,78; село – 2,85).
До 1920-х гг. в чуваш. С. рождаемость практически не регулировалась, высокой была дет. смертность. Так, в 19 в. от 40 до 57% (данные по Симбир. и Казан. епархиям) чуваш. детей умирало до достижения 6 лет, в нач. 20 в. более 30% – в возрасте до 1 года.
Планирование числа детей началось с 1930-х гг. в С. город. чуваш. интеллигенции. Демографич. переход к современ. типу воспроизводства, к модели малодет. С. в городах Чувашии в основном завершился к 1960, в сел. местности – в 1970-е гг. В 1995 на 1000 чел. населения показатель рождаемости составлял 10,2, в 1999 – 8,9. Рождаемость несколько увеличилась с нач. 21 в.: в 2001 – 9,1 родившихся на 1000 чел. населения, в 2005 – 10,1; в 2007 – 11,6.
Рождение ребёнка вне брака наблюдается в основном с 1945. В 1989 рождены 9,1% младенцев в сёлах и 11,5% в городах вне брака, в 1999 – 21,0% в целом по республике.
Брак у чувашей в процессе историч. развития этноса претерпел значител. изменения. Существен. влияние оказало православие – были вытеснены такие формы, как левират (женитьба млад. холостого брата на вдове умершего стар. брата), сорорат (женитьба вдовца на сестре умершей жены). У некрещёных богатых чувашей встречалось многожёнство при бездетности или болезни первой жены.
Выбор брач. партнёра имел ряд ограничений, сложившихся в результате переплетения норм обычного права и законов государства. Запрещалось вступать в брак лицам, состоявшим в родстве по седьмое колено, к близким родственникам причисляли крёстных и посажёных родителей (см. Аталычество, Восприемничество, Хăйматлăх) и их детей, в север. приволж. селениях считался нежелательным брак между односельчанами. Подход к браку осуществлялся с позиций крестьян. труда, воспроизводства потомства как рабочей силы и учитывал прежде всего физич. данные, обращалось внимание на экономич. положение брач. партнёра, работоспособность, а также нравствен. качества. Желание родителей невесты подольше сохранить рабочие руки дочери, а родителей жениха – по возможности раньше получить их приводило к тому, что нередко невеста была старше жениха. В сер. 18 в. зафиксированы браки, когда муж моложе жены на 10 и более лет. В 19 в. по статистике браков мужчины при вступлении в первый брак были моложе жён на 0,3–2 года, на рубеже 19–20 вв. разница в возрасте жениха и невесты составляла в сред. 2–3 года; при этом в двух третях, к кон. 20 в. примерно в трёх четвертях браков муж был старше жены. В нач. 21 в. две трети девушек и 55,4% мужчин вступали в брак в возрасте 20–29 лет (2002).
Брак считался заключённым, если он обставлялся свадеб. обрядами в том или ином варианте. В фактич. браке без венчания многие супруги состояли до нескольких лет. Количество незарегистрирован. браков в совет. время варьировало в пределах 10–15%.
По данным переписи 2002, в целом по Чуваш. Респ. незарегистрирован. браков насчитывалось: в возрасте 20–24 года – 15,3% мужчин и 14,4% женщин, в 25–29 – соответственно 10,8 и 10,0%, в 30–34 – 9,1 и 8,5%. В стар. возрастных группах число не зарегистрировавших брак находится на уровне сред. показателей 20 в.
Развод у чувашей до принятия христианства практиковался в единич. случаях, после христианизации расторжение брака было почти прекращено. Случаи разводов появились в 1930-е гг., со 2-й пол. 20 в. участились. См. также Браки межнациональные, Наследование, Поминки, Похороны, Родильные обряды, Свадьба.
Автор: Г.Б. Матвеев, П.П. Фокин.
Лит.: Иванов В. П., Фокин П. П. Семья у чувашей. Ч., 1991.