Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА – музыка христианской церкви. Вплоть до 17 в. церковь оставалась глав. центром му­зыкал.  профессионализма в западноевроп. музыке, в рамках церков. культуры были созданы высокохудожествен. творения, сформировались важнейшие музыкал. жанры, с церковью связано развитие теории музыки, нотописи, педагогики. Сложились основные жанры западноевроп. Ц.м. – псалмодия, гимн, месса, мотет, хорал, кантата, литургия, всенощная, к к-рым обращались композиторы Г. де Машо, К. Монтеверди, И.С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, П. Хиндемит и др. На Руси Ц.м. распространилась вместе с принятием христианства в кон. 10 в. Рус. Ц.м. принципиально отличалась от западноевроп. по системе жанров и составу словесных текстов и была вокальной. Опиралась на знаменный распев, на базе к-рого возникли его различ. виды, многоголосное строчное пение и знаменная нотация. В 17 в. они были вытеснены новым стилевым направлением – пар­тес­ным пением и его основной формой – духовным концертом. Большой вклад в развитие рус. Ц.м. внесли М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, П.И. Чайковский, П.Г. Чесноков, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравин­ский.

     В Чуваш. крае Ц.м. получила распространение со 2-й пол. 19 в. в стенах Симбирской чувашской школы (СЧШ) и в Казан. инород. учител. семинарии. Согласно идеям Н.И. Ильминского и И.Я. Яковлева, церков. православ. пение рассматривалось как основное средство музыкал. воспитания чувашей и приобщения их к христиан. культуре. Принципы данного обучения сформулированы в пособии «Курс церковного пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии» (1885) С.В. Смоленского. На уроках музыки в семинарии и СЧШ разучивались в хоровом исполнении преимущественно образцы духовной музыки. Перевод церковно-канонич. песнопений на чуваш. язык начиная с 1880-х гг. осуществляли при поддержке Н.И. Ильмин­ского в Симбирске И.Я. Яковлев и учитель А.П. Петров (Туринге), в Казани – учитель Н.А. Александров, подтекстовку на чуваш. языке выполнял С.В. Смоленский. Обиходные песнопения издавались в виде цифровых партитур (см. «Хоровые церковные песнопения на чувашском языке»). 

      Обучать учеников церков. пению приглашались чаще всего выпускники Казан. учител. семинарии. Яркий след в развитии музыкал. исполнительства СЧШ оставил И.М. Дмитриев, имевший специал. образование в виде регентских классов С.-Петербург. певческой капеллы. Вплоть до 1917 хор чуваш. школы, к-рым после И.М. Дмитриева управляли Ф.П. Павлов и С.М. Максимов, считался одним из лучших духовных коллективов Симбирска. Он постоянно участвовал в службах различ. храмов города, выступал на концертах. В 1896 состоялась поездка большой группы учеников-хористов с церков. репертуаром по маршруту Казань – Нижний Новгород – Кострома – Ярославль – Свято-Троицкая Сергиева лавра – Москва. В кон. 19 – нач. 20 вв. Ц.м. благодаря выпускникам СЧШ начала звучать в школах и храмах чуваш. сёл. См. также в ст. Музыка в Симбирской чувашской учительской школе.

     В совет. время музыка Рус. православ. церкви исполнялась только на службах в действующих храмах. Из программ учеб. заведений и концерт. репертуаров она была исключена. С кон. 1980-х гг. вместе с восстановлением разрушенных и открытием новых храмов началось её возрождение. Произведения Ц.м. получили доступ на концерт. площадки и в репертуар учеб. хоров.

Автор: Л.И. Бушуева, М.Г. Кондратьев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство