АЛЕАТОРИКА (от лат. alea – случайность, игральная кость, жребий) – метод музыкальной композиции, возникший в 1950-х гг. в практике западноевропейского музыкального авангарда. Сущность А. – предоставление исполнителю возможности свободного выбора последовательности фрагментов сочинения или звуковых комбинаций. Благодаря отказу от жёстко закреплён. текста происходит как бы передача исполнителю отдельных функций автора. С кон. 1960-х гг. А., наряду с другими новациями авангардизма, стала использоваться и в творчестве композиторов СССР и других стран Восточ. Европы. В практику композиторов и исполнителей Чувашии А. введена в 1980 в кантате «Уяв» (Весенние хороводы) А.Г. Васильева. В этом произведении удачно применена техника так наз. «контролируемой или ограниченной А.» в определён. точках партитуры с целью воссоздания атмосферы стихийного массового гуляния молодёжи.
Опыт алеаторич. импровизации неоднократно воспроизводился и в других сочинениях и для хора, и для оркестра, в т. ч. авторами нового поколения (Ю.П. Григорьев, А.П. Галкин, Л.В. Чекушкина).
Автор: М.Г. Кондратьев.