Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

АЛЕАТОРИКА (от лат. alea – случайность, игральная кость, жребий) – метод музыкальной композиции, возникший в 1950-х гг. в практике западноевропейского музыкального авангарда. Сущность А. – предоставление исполнителю возможности свободного выбора последовательности фрагментов сочинения или звуковых комбинаций. Благодаря отказу от жёстко закреплён. текста происходит как бы передача исполнителю отдельных функций автора. С кон. 1960-х гг. А., наряду с другими новациями авангардизма, стала использоваться и в творчестве композиторов СССР и других стран Восточ. Европы. В практику композиторов и исполнителей Чувашии А. введена в 1980 в кантате «Уяв» (Весенние хороводы) А.Г. Васильева. В этом произведении удачно применена техника так наз. «контролируемой или ограниченной А.» в определён. точках партитуры с целью воссоздания атмосферы стихийного массового гуляния молодёжи.

Опыт алеаторич. импровизации не­однократно воспроизводился и в других сочинениях и для хора, и для оркестра, в т. ч. авторами нового поколения (Ю.П. Григорьев, А.П. Галкин, Л.В. Че­куш­кина).

Автор: М.Г. Кондратьев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство