СОНЕТ (итал. sonetto от прованс. sonet – песенка) – лирическое произведение с твёрдой стихотворной формой из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы). Требует лаконичности речи, привержен к регламентирован. законам строфики, концентрирован. идее. Встречается в философ., любов., описател. лирике. В чуваш. поэзии С. представлен в творчестве С.Ф. Хуммы, П.П. Хузангая, Г.Ф. Орлова, А.Ф. Юмана, Н.А. Теветкеля и др.
Образы деятелей национал. и мировой культуры, науки, искусства предстают в С. П.П. Хузангая. В них автор проявил себя как культурфилософ, выразил духовную цельность мироощущения национал. культуры. Дружба, нравственные проблемы, этнокультурные реалии – сквозной мотив его С. Поэт мастерски соединил строгую форму С. со свобод. импровизацией, открытой рифмовкой. В лирике Я.Г. Ухсая обращение к С. носит чаще всего вспомогател. характер, при этом им не всегда соблюдена строфика; размышляя о горестях войны, поэт вовлёк сонетную структуру в процесс метафорического осмысления военных реалий [«Хуркайăксем» (Дикие гуси) и др.].
Представляют интерес венки сонетов С.Ф. Хуммы, Ю.Г. Айдаша, Н.А. Теветкеля, В.И Эндипа. Произведения С.Ф. Хуммы важны как начал. опыт обращения к этой классич. форме. Пафос произведений Н.А. Теветкеля [«Сонетсем» (Сонеты, 1995)] напряжён предощущением острого конфликта, насыщен горестной иронией, говорящей о внутрен. раскрепощённости человека и о его философ. мироощущении. Достижением для чуваш. поэзии стали переводы Н.А. Теветкелем С. У. Шекспира.
Венок С. «Пурнăç карти» (Круг жизни, 1979) Ю.Г. Айдаша пронизан глубин. освещением жизни предков и современ. действительности. Поэт поднимает вечные проблемы смысла бытия, противостояния разума и сердца, предков и их наследников. Любовь героя к истории духовности человечества сопряжена с многовековым опытом многих предыдущих поколений.
Своеобразен опыт обращения к этому жанру В.И. Эндипа. Если венок С. обычно состоит из 15 взаимосвязанных произведений, то поэт прибегает к циклическому сочетанию 34 С. Такая практика восходит к творчеству Я.Г. Ухсая, к-рый, обновляя функционал. суть С., обратил внимание на то, что не следует замыкать С. только в законах строфики и твёрдого канона.
Автор: Г.И. Фёдоров.