Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

УРХАМАХ, ут (букв. аргамак, конь) – в мифологических преданиях чувашей творение Турă, наделённое разумом. Считалось, что в новогоднюю ночь лошади переговариваются между собой, понять их речь может человек, обладающий особым даром. В более поздних вариантах преданий, содержащих христианские мотивы, лошадь обречена на постоянный труд якобы за то, что помешала преследуемому Богу спрятаться в яслях. По сказаниям, в наиболее почитаемых чувашами озёрах обитают белые и сивые крылатые У., хозяином к-рых является божество – покровитель озера. В сказках крылатый У. верный помощник и советник героя.

По представлениям чувашей, у нек-рых быстрых иноходцев по бокам имеются невидимые для человека крылья, такая «крылатая» лошадь (Çунатлă лаша) в конюшне лежит в яслях; увидев это, человеку следует немедленно покинуть хлев. Считали, что божества и духи животноводства, семейного очага особо покровительствуют лошадям, ухаживают за ними. На больших общественных молениях чÿк обязательным жертвенным животным являлась кобыла; на поминках отца закалывали лошадь. При семейных жертвоприношениях божеству киремет и духу йĕрĕх преподносили оловянные, глиняные, испечённые из теста фигурки коня.

В хозяйственно-экономич. жизни чувашей лошадь играла исключительно важную роль как основная тягловая сила в крестьян. хозяйстве. Предками чувашей лошадь широко использовалась и в воен. деле. В 16 – нач. 18 вв. служилые чуваши «конно» и «оружно» несли засечную и воен. службу.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство