ЭССЕ – небольшое по объёму прозаическое произведение свободной композиции, трактующее частные темы художественными, публицистическими и философскими приёмами. Нацелено на передачу личных впечатлений автора о рассматриваемом предмете. Э. насыщено образностью, афористичностью, ориентировано на выражение подчёркнутой субъективности. В нём много риторических приёмов, глубок интерес к образу заинтересованного читателя или слушателя. В чуваш. литературе многие жанры развились на базе устных рассказов бывальщины и преданий старины. Зримо проявились принципы морализирующей эссеистики в поисках С.М. Михайлова [сказка «Чее кушак» (Хитрая кошка)] и И.И. Иванова, в их нравоучител. сочинениях. Присущи они нек-рой части творений И.Н. Юркина. Эссеистический настрой характерен для исканий С.Ф. Хуммы [«Пирĕн вăй!.. Вăй!..» (Наша сила)], И.С. Тукташа (очерки), И.Е. Тхти [«Çанталăк» (Погода)], В.З. Иванова-Паймена [«Ĕмĕт» (Мечта)]. Все они неравнодушны к технологии построения образа читателя, находящегося непосредственно внутри произведения, а не вне него. И.И. Мучи склонен строить беседы с читателем на алогическом нарушении движения фразы. Ценен опыт эссеистической работы в творчестве Ф.Е. Уяра, С.А. Шавлы, А.В. Емельянова, А.С. Артемьева, В.И. Эндипа. Ф.Е. Уяр, как и С.Ф. Хумма, сталкивает начал. события сюжета с конечными и получает общественно значимую литературно-критическую коллизию. А.В. Емельянов [книга очерков «Ватă ăшши» (Бабье лето)] занимается анализом нравственно-социал. проблем современности. А.С. Артемьев озабочен вопросами лирико-романтического рассмотрения особенностей послевоен. эпохи. Важно отметить плодотворный опыт В.И. Эндипа, сопрягающего злободневность современности с традициями веков [повесть-эссе «Эпир çын» (Мы – люди)], изучающего своеобразие понятий красоты и идеала в чуваш. словесной культуре.
Автор: Г.И. Фёдоров.