ЮПА [юба] – постоянный намогильный памятник некрещёных чувашей, устанавливавшийся рядом с временным салам калакĕ (или вместо него); обряд, посвящённый установлению постоянного памятника на могилах умерших в течение года. Ю. представлял собой антропоморф. столб, на могиле мужчины – из дуба или камня с плоским верхом, женщины – из липы или камня с округлым верхом. Жен. надгробия различались в зависимости от возраста погребённой (на Ю. старших женщин изображались, кроме ама, масмак, иногда сурпан, хушпу). Символизируя образ предка-посредника между Турă и человеком, Ю. олицетворял собой модель мира (в качестве солнца – зажжённая свеча либо монета или кусочек металла на верхушке). Ямочки для свеч (от одной до пяти) в верх. части Ю., трансформируясь, впоследствии стали пониматься как место «для небесной воды», «воды для птиц» и т.д. Исследователи находят элементы, близкие к слову Ю. и понятиям, связанным с ним, в индоиран. и древнегреч. культурах; прослеживаются также аналогии с антропоморф. надгробиями дунайских болгар, в основном капанцев. Сохранившиеся Ю. (большей частью с 17–19 вв.) являются произведениями народ. монументал. скульптуры (см. Народное искусство), нек-рые содержат надписи, выполненные древнечуваш. рунич. письмом.
Обряд Ю. проводился в месяц поминовения усопших (юпа уйăхĕ) – в октябре. Антропоморф. столб, укладывавшийся на постель в одежде покойника, после домаш. поминовения с обильной трапезой отвозили с плясками, пением и игрой на музыкал. инструментах на кладбище, соблюдая при этом все элементы погребал. обряда (см. в ст. Похороны), в т.ч. устраивали мост Шинави. Установив намогил. памятник, зажигали на нём свечу и в сопровождении музыки устраивали тризну, пользуясь одноногими столиками и скамейками. Для обряда Ю. характерно бдение в ночь до восхода солнца с зажжёнными свечами. Участниками ритуала на кладбище разжигался небольшой костёр из соломы, совершался культ поклонения огню и обряд танца, в т.ч. на углях. В этих обрядах прослеживается символический космогонический акт сотворения вселенной; считалось, что после «создания белого света» предки являлись к живым. В конце ритуал. действий разбивался ковш, опрокидывался стол с едой; это означало уничтожение мира, сотворённого участниками поминал. обряда Ю. Подразумевалось, что начиная с акта сотворения до акта разрушения происходило общение с усопшими.
Ритуалы обряда продолжают бытовать в среде некрещёных чувашей ряда регионов (Татарстан, Башкортостан, Ульянов., Самар. области и др.).
Автор: А.А. Трофимов, Г.Б. Матвеев.
Лит.: Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993; Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб., 2007.