ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – совокупность произведений, направленных на отражение внешних и внутренних проявлений воспроизводимого объекта и содержащих, как правило, эмоционально-критическую оценку, проявляющуюся в разных видах смеха – добром, насмешливом, ироничном и т.п. Комическое, всегда обусловленное народ. смеховой культурой, обладает системой образных средств, эстетическими и нравствен. идеалами, к-рые и формируют художествен. мир Ю.л.
Первые чуваш. юмористич. произведения появились в 19 в. В 1850-х гг. С.М. Михайлов (Яндуш) составил сборник «Легенды про вятчан», В.И. Лебедев опубликовал сатирико-ироническое стихотворение «Пирĕн телей» (Наше счастье). Нач. 20 в. стало периодом актив. развития различ. жанров чуваш. литературы, когда на традициях чуваш. фольклора и под воздействием рус. литературы произошло становление собственно Ю.л. И.Н. Юркин, Н.И. Шелеби, Тайр Тимкки, Г.А. Кореньков и нек-рые др. всё чаще обращались к излюбленному чуваш. народом приёму – иронии. В 1920-х гг. на арену Ю.л. выдвинулись И.Е. Тхти, И.Е. Ахах, Г.В. Тал-Мрза, С.Ф. Хумма, Ф.П. Павлов, И.И. Мучи, поднявшие её на новую ступень, обогатив новыми жанрами и стилевыми приёмами. В период Вел. Отечеств. войны 1941–45 поэты Я.Г. Ухсай, П.П. Хузангай, А.А. Эсхель, прозаики Л.Я. Агаков, И.И. Мучи, М.Н. Данилов-Чалдун, Н.Г. Волков и др. в сатирико-юмористич. произведениях с насмешкой изображали немецко-фашист. захватчиков. В первые десятилетия после войны Л.Я. Агаков, Ф.Е. Уяр, Н.С. Айзман, С.А. Шавлы, А.Д. Калган и др. использовали богатейший арсенал комических форм и приёмов для разоблачения бюрократов, тунеядцев, стяжателей и семейно-бытовых неурядиц. В 1970–80-х и в нач. 1990-х гг. Ю.л. углубилась в нравственно-этические и социально-экономич. проблемы. Начав с малых жанров (сатирич. стихотворение, анекдот, рассказ, басня), к рубежу 20–21 вв. Ю.л. доросла до иронич. повести (В.Г. Енеш, Ю.П. Терентьев). Использующая опыт Ф.П. Павлова [«Сутра» (На суде)] чуваш. комедиография в лице Н.Т. Терентьева, Г.Т. Терентьева, Н.И. Сидорова и др. остаётся верной принципам народ. смеховой культуры.
Ю.л. как одна из форм освоения действительности находится в постоянном поиске тематики, обновлении жанров и их видов, обогащении языковых средств в изображении комич. ситуаций и характеров. Принцип юмористич. повествования выдвигает требования к структуре произведения, типизации характеров, детализированию изображения. «Иронический авангард» нач. 21 в. заметно расширил художествен. возможности слова.
Автор: П.Н. Метин.