СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ – структурная основа развёртывания смыслового содержания поэтического текста, в устном народном творчестве определяется традиционными для каждой культуры композиционными формами и закономерностями. Выделяются 2 рода сюжетов, различающихся по принципам их сложения. Первый основан на последовател. изложении хода событий. Его глав. элементы, полностью или частично присущие изложению, – завязка, кульминация и развязка, т.е. его характеризует в первую очередь последовательность действия, временной аспект. Событийно-повествовател. род С.н.п. является основным в поэзии многих культур мира, особенно тех, в к-рых преобладают песни эпических и повествовател. жанров. Элементы событийного повествования нередки и в лирике, рассказывающей о человеческих переживаниях. Этот род С.н.п. встречается и в народнопесен. поэзии чувашей. Темой чуваш. повествовател. песен являются чаще всего те или иные события личной жизни, обычно трагического характера, излагаемые последовательно от завязки к развязке. Такие песни представляют собой разновидность баллад (см. также пеит). Чуваши называют их вăрăм юрă или хурлăхлă юрă (букв. длинная, или печальная песня), указывая на протяжён. сюжет как глав. признак, отличающий «длинносюжетные» песни от краткосюжет. песен и припевок такмак.
Второй тип сюжетосложения основан на лаконич. изложении мысли, фиксирующей жизнен. отношения, наблюдения. Для него важна не временная последовательность событий или движение действия, а характер предмета размышления. Такие поэтические сюжеты отличаются лаконизмом и обобщён. содержанием. Для чуваш. традиции это наиболее характер. род С.н.п. (см. Çавра юрă, Афористика). Кроме классических двузвенных (на основе образного параллелизма) строф, наполненных преимущественно интеллектуал. обобщениями и размышлениями, встречаются сюжеты однозвенного типа, нацеленные глав. образом на передачу эмоционал. состояний. Такие песни «обслуживают» какой-л. момент обряда или игры, создавая необходимый эмоционал. фон и воплощая внутрен. переживания участников действа. Часто они привлекательны игрой созвучий, образованных аллитерациями и ассонансами, что даёт основание говорить об особых приёмах конструирования художествен. текста. При буквал. же переводе такие стихи могут быть лишены смысла.
Во многих культурах представлены также бессюжетные песни, распеваемые на припевные слова или асемантические слоги. Они имеют разное происхождение и назначение. Напр., бессюжетными можно назвать припевки бурлаков или плотогонов, ритмически организующие усилия работающих, или игровые песенки, ритмизующие действия участников игры, таковы они нередко и в чуваш. фольклоре. Бессюжетность характерна и для лирики при господстве музыкал. начала, распевности, делающей несущественным предметное содержание песни. В чуваш. песен. традиции также можно встретить бессюжет. песни в трудовых и игровых жанрах. Имеются также бессюжет. припевы на асемантические слоги к обычным песням. Особый случай среди них – чуваш. песни сăвăсăр (без слов). Они поются на асемантические слоги, заменяющие пропускаемый, забытый, но не отсутствующий изначально стихотвор. текст. Здесь бессюжетность как таковая не необходима, она выполняет мнемоническую функцию.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. О типологических основах сюжетосложения чувашских народных песен // Проблемы изучения научного наследия Н.В. Никольского. Ч., 2002.