ОБРАБОТКА – жанр композиторского творчества; изменение нотного текста музыкального произведения с целью приспособить его для определённого исполнительского уровня или состава, а также сочинение сопровождения для одноголосных образцов. Формы О. – гармонизация, аранжировка, оркестровка, транскрипция, парафраза, фантазия, редакция. В рус. музыке приобрела большую популярность в 19–20 вв. К жанру О. относятся первые композитор. опыты с чуваш. музыкал. темами Н.С. Кленовского, С.Л. Толстого. В Чувашии О. – это особый тип сочинения, основанный на фольклор. материале и связанный преимущественно с хоровым искусством. В 1920-е гг. жанр О. был ведущим видом композитор. творчества. О. в основном для хора создавали Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, для сольного пения – рус. авторы Я.В. Прохоров, Н.И. Аладов и Г.Г. Лобачёв. В 1930-е гг. появились О. для различ. составов (хоровые, вокально-инструментал., инструментальные). К чуваш. фольклору обращались не только местные композиторы (Г.Г. Лисков, В.П. Воробьёв, Г.В. Воробьёв), но и многие представители рус. школы. Среди них москвичи А.А. Александров, С.И. Фейнберг, Е.И. Месснер, М.Ф. Гнесин, В.А. Белый, М.В. Коваль, Л.А. Шварц, ленинградцы В.Г. Иванишин и А.А. Егоров, музыканты, относящиеся к регионал. школам Поволжья – А.А. Касьянов, А.С. Ключарёв, А.Я. Эшпай, венгер. композитор Ф. Сабо. После 1945 О. создано значительно меньше, в этот период в чуваш. музыке осваивались иные жанры. В 1960–70-е гг. появился хоровой цикл Ф.С. Васильева «Слакбашские песни», к-рый вновь пробудил интерес чуваш. композиторов к О. Принципы подхода к фольклору в этом сочинении послужили примером для работы в данной области А.В. Асламасу, А.М. Токареву, М.А. Алексееву, А.Г. Васильеву и др.
Автор: Л.И. Бушуева.